Черный маяк

Более половины российских самолетов и вертолетов не смогут подняться в воздух с 1 января 2006 года. В этот день вступит в силу запрет Минтранса на полеты воздушных судов, не оборудованных автоматическими аварийными маяками. «Срок был последний. Несмотря на обращения некоторых западных и российских перевозчиков, продлевать его мы не хотим», – говорит министр транспорта Игорь Левитин.

На Западе оборудовать самолеты подобными устройствами начали еще 25 лет назад. Международная организация гражданской авиации (International civil aviation organization, ICAO) рекомендовала установить на все воздушные суда радиомаяки Cospas-Sarsat. Они начинают работать при ударе самолета о землю, посылая сигнал о своем местонахождении через спутниковую связь. Российское Министерство транспорта в августе 2004 года издало приказ, запрещающий с начала нынешнего года эксплуатацию самолетов, не оборудованных подобными системами. Однако отечественные авиакомпании оказались не готовы в столь короткие сроки переоборудовать свою технику. Для одного самолета необходимо два радиомаяка стоимостью от $20 000 до $30 000, что для небольших компаний-перевозчиков слишком дорого. В результате к началу 2005 года Cospas-Sarsat были установлены лишь примерно на 100 самолетах. Минтрансу пришлось идти на уступки, предоставив отсрочку еще на один год.

Но и в течение 2005-го авиакомпании не смогли справиться с поставленной задачей. Из 2477 самолетов и вертолетов оборудовано радиомаяками лишь 965 (39%). Как сообщили «Ко» в Минтрансе, завершено оснащение основных магистральных российских самолетов: Ту-154, Ту-134, Ил-86 и Ан-24. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков, в течение года авиакомпания реализовывала программу переоборудования самолетов и к настоящему моменту ее завершила.

Если с самолетным парком ситуация вызывает умеренные опасения, то дефицит вертолетов в начале следующего года неизбежен. Например, из находящихся в эксплуатации 673 наиболее востребованных вертолетов Ми-8 маяки на данный момент имеются только на 96, из 27 Ми-26Т – всего на 7 машинах. А это основной тип воздушных судов, используемых при строительстве трубопроводов, газовых и нефтяных вышек. В пресс-службе «Газпромавиа» «Ко» заявили, что успели переоснастить весь парк, включая 44 вертолета Ми-8. Исключением стал Ка-26, на который заводом-изготовителем еще не подготовлена конструкторская документация. Учитывая, что все необходимые документы вскоре будут утверждены, Минтранс пока разрешил выполнять полеты на судах данной модели. В авиакомпании UT-Air, владеющей крупнейшим в России вертолетным парком, не смогли прокомментировать ситуацию с переоснащением техники. Между тем только эта авиакомпания имеет в своем распоряжении 142 вертолета Ми-8 и 19 – Ми-26Т.

В Минтрансе уверены, что вводимый запрет не скажется на работе крупнейших авиакомпаний. Российский флот насчитывает более 2500 судов. Проблемы могут возникнуть у мелких перевозчиков, чей авиапарк ограничивается несколькими самолетами. По мнению экспертов, это может привести к их уходу с рынка. «Ведь на хлам (старые самолеты. – Прим. «Ко»), который надо отправлять на металлолом, новое оборудование смысла ставить не имеет», – заявил «Ко» представитель одной из авиакомпаний.