Top.Mail.Ru
архив

Чертова дюжина технологий

Майская выставка «Связь-Экспокомм» проводилась тринадцатый раз. За год выставка подросла. Экспоцентр на Красной Пресне ныне был занят практически полностью, под стенды были «распаханы» даже удаленные служебные павильоны. Всего в экспозиции приняли участие около 750 компаний, из них около 600 были российскими. Компании представили практически все сферы телекома – от «тяжелого» оборудования до чехлов для мобильных телефонов, сшитых итальянскими дизайнерами. В технологическом смысле «Связь-Экспокомм» была «кратким конспектом» немецкой выставки CeBIT. Производители показали в Москве те же технологии, что и два месяца назад в Ганновере.

Что видно в зеркале?

Министр связи РФ Леонид Рейман, открывая выставку, назвал ее зеркалом российских телекоммуникаций. Если посмотреть в зеркало, то можно увидеть следующее: в российском телекоме наблюдается подъем, растет число операторов, появляются новые российские производители. Расклад сил между крупнейшими иностранными вендорами изменился мало, а вот состав операторов претерпел некоторые изменения. Практически полностью схлынула мода на Интернет-компании: стендов Интернет-холдингов на «Связь-Экспокомм-2001» замечено не было. Зато необычайно популярной «фишкой» стала IP-телефония: на выставке оказалось неожиданно много стендов провайдеров этой услуги, производителей и системных интеграторов, обслуживающих операторов IP-телефонии. Наконец, «Связь-Экспокомм» стала более демократичной. Если ранее она была интересна только узким специалистам, то теперь на выставке есть что посмотреть и широкой публике. Например, можно послушать живые концерты на стендах или пощупать чехольчики для «мобил» из крокодильей кожи. Не идет ли «Связь-Экспокомм» по пути выставки «Комтек», павшей в свое время под натиском подростков? ПЗ Бери шинель, пошли домой Все ведущие сотовые операторы постарались засветиться на «Связь-Экспокомм» по максимуму. Два главных конкурента – «Вымпелком» и МТС, кажется, закончили свои ценовые войны и ныне концентрируются на продвижении новых услуг. Именно новые услуги они и показывали на выставке. «Вымпелком» объявил о заключении партнерского договора с IBM. Договор подразумевает разработку новых услуг для корпоративных заказчиков. Активность «Вымпелкома» понятна: охота за «тяжелыми» корпоративными клиентами остается одной из первоочередных задач оператора, который никак не может выйти из полосы убытков. Новые услуги будут основаны на популярной почтовой системе Domino/Notes. На первом этапе они будут представлять собой симбиоз мобильного почтового ящика и органайзера. На втором этапе при помощи мобильного телефона абоненты смогут получить доступ к разнообразным базам данных и информационным ресурсам своих компаний. Иными словами, можно будет говорить о создании некоторой модели мобильного бизнеса. МТС также рекламировала услуги, основанные на мобильной передаче данных: передачу информации по сети GSM, услуги на основе WAP, пакетную передачу данных GPRS. Анонс услуг был пафосно назван «движением на пути к созданию глобального информационного сообщества», но стоит заметить, что ничего принципиально нового представлено не было: эти услуги компания начала развивать не сегодня. Давно ожидаемого явления компании-невидимки – третьего московского оператора GSM «Соник Дуо» – не произошло. Ранее компания обещала объявить о начале коммерческой эксплуатации своей сети в мае, непосредственно на выставке, но перенесла дату начала работы на третий квартал этого года и не стала устанавливать свой стенд на «Связь-Экспокомм». По заверениям генерального директора «Соник Дуо» Александра Есикова, сеть компании уже готова к приему абонентов и проблем с частотным диапазоном не будет. Директор службы информации «Соник Дуо» Роман Проколов так объяснил перенос даты старта: «В нынешней ситуации очень важно не ошибиться с датой выхода на рынок. Клиенты мобильной связи сегодня стали более искушенными и требовательными. Уже нельзя поставить несколько базовых станций и начать эксплуатацию небольшой сети, надо выходить во всеоружии. Мы перенесли дату запуска, чтобы успеть расширить спектр услуг и покрытие, чтобы сразу представить высококонкурентный продукт».

Широкие полосы

Из проводных операторов связи на выставке доминировали московские коммерческие операторы. В регионах практически все сети строятся традиционными операторами, входящими в «Связьинвест». Частные операторы действуют в коммерчески привлекательных зонах – двух столицах. В Москве сегодня немало телекоммуникационных сетей, построенных в расчете на корпоративного клиента. Их строят такие компании, как «Голден Телеком», «Глобал Один», «Макомнет», «Комкор», «МТУ-Информ» и другие. Чтобы выжить в серьезной конкуренции, эти операторы стараются диверсифицировать свои услуги, и их сети постепенно превращаются в мультисервисные. Не случайно поэтому термин «широкополосный доступ» звучал на «Связь-Экспокомм» достаточно часто. Например, «Комкор», а за ним и «МТУ-Информ» неоднократно предлагали использовать их сети для передачи телевизионного сигнала. С учетом того, что Останкинскую телебашню до сих пор не удается «привести в чувство», их услуги являются очень актуальными. Как уже говорилось, неожиданно широким на «Связь-Экспокомм-2001» оказалось присутствие IP-телефонии. Сегодня эта технология в моде, поэтому появляются все новые и новые IP-операторы. Однако, как признался один из системных интеграторов: «В России рынок IP-телефонии очень невелик: можно целиком разглядеть через замочную скважину. Серьезная конкуренция начнется вместе с либерализацией дальней связи. А это будет, когда зашевелятся укрупненные региональные компании «Связьинвеста».

Эхо Ганновера

Хотят того устроители выставки «Связь-Экспокомм» или нет, но их экспозиция «обречена» на то, чтобы ее сравнивали с немецкой CeBIT. Западные вендоры показывают в Москве те же технологи, которые двумя месяцами раньше показывали в Ганновере. В этом, впрочем, нет ничего обидного. Было бы хуже, если бы в Москве эти разработки не выставлялись за ненадобностью. Так, Lucent technologies показала на московской выставке продвинутое оборудование для сетей, интеллектуальные платформы для IP-телефонии, технологии по передаче голоса поверх данных (VoIP) и мультисервисные сети. Этот сектор быстро растет. Необходимость в таких сетях объясняется тем, что человечество удваивает объем бизнес-информации каждые 1,5 года. По крайней мере так считают эксперты IBM. Создаваемые данные должны не «лежать на месте», но участвовать в информационном обороте компаний. Под этот оборот Lucent и предлагает сетевые решения. В свою очередь, Avaya демонстрировала на «Связь-Экспокомм» интеллектуальные сети различного назначения. Одно из направлений бизнеса Avaya связано с колл-центрами. В Avaya считают, что колл-центры, как и другие СRM-решения (Customer relationship management, технологии интерактивного взаимодействия компаний со своими клиентами), будут, несомненно, востребованы в России. CRM-технологии были хитом выставки CeBIT-2001. Сегодня в Европе и Америке невозможно представить клиентский бизнес без CRM-решений. В России CRM только пробивает себе дорогу. Avaya показала на «Связь-Экспокомм», как работает созданный с ее участием колл-центр в Санкт-Петербурге – этот проект Avaya воплотила вместе с Санкт-петербургской информационной компанией (СПИК). Другое направление бизнеса Avaya развивает в секторе малого бизнеса. Здесь опять слышно «эхо CeBIT». Уже несколько лет лидеры технологического рынка проявляют неподдельный интерес к малому бизнесу. Эта устойчивая тенденция в маркетинге была хорошо видна в Ганновере, где решения для малого бизнеса демонстрировали Compaq и Hewlett-Packard (о развороте HP к малому бизнесу см. «Ко» № 18 от 14 мая 2001 года). Конкурент Lucent – компания Cisco Systems привезла на выставку трейлер, укомплектованный ее новейшими разработками. Трейлер этот среди прочих экспонатов возит по свету систему AVVID, предназначенную для электронного бизнеса. Ее уже провезли по 80 городов США и собираются провезти по 30 странам Европы и Ближнего Востока. Cisco, как и другие производители сетевого оборудования, показала на выставке комплексные технологии. Они позволяют сводить информацию различного типа (голос, факс, видео, данные), передаваемую по разнородным глобальным сетям, в единую сеть провайдера. Ericsson, в свою очередь, продемонстрировала проект Engine. Эта технология стирает разницу между наземными телефонными линиями, сетями кабельного телевидения, системами передачи данных и мобильной телефонией. Все сети «цепляются» друг к другу. В результате образуется мультисервисная сеть, способная объединять в себе все виды трафика.

Без пяти минут три

«Гвоздем» выставки могла бы стать мобильная связь третьего поколения, но, как и на CeBIT, премьера (если под таковой понимать демонстрацию промышленных образцов, готовых к массовому внедрению) G3 была отложена. Правда, некоторые производители подошли к G3 вплотную. Так, шведская Ericsson показала технологии, позволяющие операторам сотовой и фиксированной связи подготовиться к переходу к сетям G3. Немецкий телекоммуникационный гигант Siemens демонстрировал беспроводной доступ к Интернету и выставочный образец G3: видеоизображение передавалось через мобильные терминалы. Сеансы связи проходили в режиме реального времени между Москвой и Мадридом, а также между автомобилем, передвигавшимся по территории выставочного комплекса, и стендами Siemens и МТС. Производители мобильных телефонов показали продвинутые модели трубок, ни одна из них не является терминалом G3, но все они находятся «на пути к третьему поколению». Так, Ericsson показала новые телефоны с поддержкой Bluetooth и GPRS. Nokia тоже выводит на рынок серию продвинутых телефонов. Кроме того, финны показывают в Москве специальные решения для малого бизнеса и (пример интеграции) коммуникаторы. Это своего рода гибриды мобильного телефона, компьютера и органайзера. А Samsung обратила на себя внимание... дизайном. В последних моделях своих аппаратов компания уделяет большое внимание не только технологической начинке, но и внешнему виду телефонов. Похоже, что дизайн становится ключевым аргументом в маркетинге компании. Пока никому из производителей не приходилось выпускать аппараты цветов «брызги шампанского» и «морская волна».

«Эти рысьи глаза твои, Азия...»

Азиатское присутствие на выставке не исчерпывалось корейцами. Самый крупный стенд на выставке принадлежал китайской компании Huawei Technologies. Компания представляла собственное оборудование для фиксированной и мобильной связи, оптические сети и системы передачи данных. Компания имеет производство в Уфе и лабораторию в Москве. Оборот компании в 2000 году составил $2,654 млрд. На выставке китайцы подписали контракт с компанией «Башинформсвязь» на поставку оборудования. Китайская государственная корпорация ZTE, имеющая годовой оборот в $1,2 млрд и владеющая 20% внутреннего китайского рынка, демонстрировала комплексные решения для локальных, мобильных и фиксированных сетей. Кроме того, компания привезла на выставку оборудование для сетей GSM и систем передачи данных.

Еще по теме