Честное баварское слово
Когда в марте прошлого года на Женевском автосалоне руководство мюнхенского концерна BMW обнародовало планы создания сборочного производства в России, то даже в той гораздо более благоприятной экономической ситуации прожект выглядел несколько утопическим. Дело не только в стремительно упавшей всего за год инвестиционной привлекательности России, но и в том, что до сих пор все проекты автосборочных производств на территории нашей страны (как уже реализованные, так и планирующиеся) имели своей целью выпуск достаточно дешевых, массовых автомобилей. В проекте BMW, который будет реализован на площадях калининградского завода «Автотор», ранее известном как российский сборщик корейских автомобилей Kia, речь идет о сборке машин весьма высокого класса - седанов BMW пятой серии (модели 523i и 528i), а также внедорожников Land Rover Defender (BMW владеет британской компанией Rover с 1994 года).
За год, прошедший с момента начала переговоров до подписания соглашения о сотрудничестве, изменилась не только российская экономическая ситуация. В начале этого года BMW пережила смену руководителя: на посту председателя правления компании Бернда Пишетсридера сменил Томас Мюльхам. Отставка председателя была связана с неудовлетворительными результатами финансовой деятельности дочерней Rover Group в 1998 году (вот вам оборотная сторона слияний и поглощений, захлестнувших мировую автоиндустрию; договориться о покупке и купить - это лишь полдела, а дело - это не разориться и ничего не потерять самому). Однако смена топ-руководителя не вызвала тотальной ревизии всех планов BMW, и российский проект, основные параметры которого были согласованы еще прошлым летом, все-таки состоится. Несмотря на уже отмеченное выше ухудшение российского экономического климата.
Возможно, объяснить ту видимую легкость, с которой было принято решение о сборке в России, поможет ответ на вопрос: «Чем немцы реально рискуют?» При ближайшем рассмотрении оказывается, что ничем. Завод компания не строит, даже совместного предприятия не создает. Основная, хотя и решаемая проблема - гарантия качества. Судя по фирменной политике, BMW с легкостью совершенно нехарактерной для производителя роскошных автомобилей идет на сборочные проекты в странах третьего мира: сейчас автомобили BMW собираются в Египте, Индии, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Таиланде и во Вьетнаме. ЮАР и Мексика (где в 1997 году было собрано всего 600 машин) в этом списке выглядят просто островами экономической стабильности. Согласно концепции BMW сборка практикуется всюду, где импорт полностью собранных автомобилей затруднен или вообще невозможен и где с учетом объема рынка полное производство автомобилей нецелесообразно.
Оба последних наблюдения в полной мере относятся к России. Летом этого года калининградский завод «Автотор» должен начать сборку машин BMW и Land Rover. До конца года предполагается собрать 650 машин, которые поступят на внутренний рынок. Экспортные поставки не планируются. Сборка будет осуществляться по схеме Semi Knocked Down (в переводе на русский означает сборку полуразобранной машины)/Completely Knocked Down (сборка полностью разобранной машины). Председатель совета директоров «Автотора» и первый вице-премьер последнего советского правительства Владимир Щербаков уверяет, что в Калининград на первом этапе будут поступать лишь сваренные и окрашенные кузова, а дальнейшая сборка будет производиться на месте. В последующем BMW инвестирует DM50 млн в окрасочный комплекс.
Кроме того, BMW создает в России две компании: стопроцентно дочернюю «БМВ Русланд Трейдинг», ответственную за оперативную деятельность по сбыту продукции концерна в нашей стране, и «БМВ Русланд», управляющую проектами баварского концерна в России. Надо сказать, что на создание полностью дочерних сбытовых компаний BMW обычно идет только в странах со значительным объемом сбыта продукции. Подобные компании действуют в США, Канаде, Австрии, Франции, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Италии, Финляндии, Японии. Россия к таковым пока не относится: в прошлом году по официальным каналам у нас было продано около 800 машин марки BMW, при этом общий местный парк автомобилей фирмы, по оценкам самой компании, насчитывает 120 тыс. (главным образом подержанные машины). Так что создание российской дочерней сбытовой компании - скорее аванс на будущее.
Что касается второй компании - «БМВ Русланд», то она создается немцами с 25-процентным участием российской фирмы АО «Витал», выполняющей в проекте функции связующего звена между BMW и «Автотором», и шире - между BMW и российским рынком. Известно, что помимо калининградской сборки BMW «Витал» планирует строительство сахарного завода и многопрофильной медицинской клиники, а также «выступает в качестве управляющей фирмы для ряда российских компаний, занятых в промышленности и строительстве».
Благодаря то ли Владимиру Щербакову, то ли загадочному «Виталу» презентация проекта BMW в московской гостинице «Балчуг» собрала невиданное количество VIP'ов, среди которых были управделами президента Павел Бородин, министр иностранных дел Игорь Иванов, экс-премьер Виктор Черномырдин, бывший первый вице-премьер российского правительства, а ныне глава Ассоциации финансово-промышленных групп Олег Сосковец. Церемонию подписания освятил своим присутствием нынешний «профильный» первый вице-премьер Юрий Маслюков. Столь массовая явка чиновного люда дала журналистам повод вдоволь порассуждать на тему возможных государственных закупок продукции калининградского завода (видимо, из-за присутствия Игоря Иванова в намерениях покупать калининградские BMW подозревался МИД; в таком случае логичнее было бы появление в «Балчуге» Сергея Степашина - его ведомство по нынешнем временам финансируется гораздо щедрее). Генеральный директор «Витала» Игорь Малахов эти предположения публично отверг, заметив, что инициаторы проекта рассчитывают на корпоративные продажи - в особенности Defender - предприятиям ТЭКа.
В общем-то предположения о госзакупках не лишены оснований, если учесть обещания инициаторов проекта сделать калининградские машины на 20% дешевле автомобилей «родной», немецкой сборки - главным образом благодаря льготам, имеющимся у калининградской особой экономической зоны. Имидж продукции BMW в России ранее был скорее окрашен в краски криминалитета, нежели генералитета (простите за каламбур), хотя в последнее время знак равенства между ездой на BMW и членством в ОПГ постепенно стирается. Во всяком случае, центральное место в экспозиции BMW перед «Балчугом» занимал удлиненный седан L7 - машина, явно более подходящая госчиновнику высшего ранга или банкиру, чем блатному «авторитету». Но ее в Калининграде собирать не будут. Иначе BMW создала бы совместное предприятие с Пал Палычем.