Top.Mail.Ru
недвижимость

«Число непроданных квартир у девелоперов растет в геометрической прогрессии»

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media

На фоне снижения спроса практически все крупные застройщики скорректировали планы по вводу новых проектов, рассказал «Компании» Максим Тарасов, директор по продажам «Rockwool Россия». С его слов, девелоперы как минимум вполовину уменьшают планируемые объемы ввода зданий в 2024-2025 годы, а население занимает выжидающую позицию, предпочитая инвестировать в депозиты. Также россияне в этом году стали чаще закупаться на строительных рынках, а локальные производители на фоне снижения конкуренции получили возможность поднять цены.

Инвестиция в депозиты и сокращение строительных планов

Турбулентная экономика 2022 года изменила инвестиционные настроения потребителей: все больше людей предпочитали вкладываться в депозиты, а не приобретать новое жилье. Тем более, что ставки по депозитам были очень выгодными, по 18 и 20%, чего с рынком давно не случалось, рассказал во вторник журналистам Максим Тарасов, директор по продажам Rockwool Россия. Это, в свою очередь, скорректировало планы девелоперов.

Если в марте и апреле в РФ случился всплеск продаж жилья, и крупные застройщики оптимистично рассказывали, что активно закупают стройматериалы для сохранения цен, то в конце весны ситуация изменилась. «В мае девелоперы поняли, что покупать квартиры просто никто не пришел. И с этого времени их беспокоит, как вернуть потребительский спрос», — констатировал Тарасов. Тогда же, с его слов, на рынке начались разговоры о возможной приостановке программы льготной ипотеки.

По словам Тарасова, российские девелоперы, с которыми работает Rockwool, прогнозируют, что 2023 год будет «более-менее нормальным», поскольку застройщики будут достраивать те объекты, которые начинали ранее. «Однако в целом число непроданных квартир растет в геометрической прогрессии. А разговоры о том, что будет, если государство не поддержит льготную ипотеку, действительно пугают», — признается он.

В случае, если государство не поддержит льготную ипотеку, на рынке жилья может повториться ситуация 2015 года. Доля квартир на первичном рынке тогда упала до 7-10%, и 90% квартир продавалось на «вторичке», напоминает эксперт. «Тогда была пауза в льготной ипотеке, и "встало" вообще все. Судя по всему, мы приближаемся к этому сценарию. И на следующий год практически все крупные девелоперы существенно уменьшают закладку новых проектов», — поделился он.

При этом у девелоперов есть неосвоенные площадки и строительные «пятна», но доработку этих «пятен» они пока не планируют. «Девелоперы как минимум вполовину уменьшают ввод зданий в эксплуатацию в 2024-2025 году. И с нашей точки зрения, с этого периода зданий могут строить меньше», — предполагает представитель компании.

В разговоре с «Компанией» Тарасов отметил, что девелоперы занимаются поиском решений: пытаются предусмотреть риск-менеджмент, предложить ипотеку от застройщика, но пока эти решения не сильно стимулируют спрос.

Все вышеперечисленное дает повод надеяться, что государство поддержит стройотрасль, отмечает представитель «Rockwool Россия». «Если правительство сможет поддержать потребителя низкими ипотечными ставками и иными жилищными программами, то, конечно, рынок строительных материалов будет развиваться активно», — резюмирует он.

Крупные девелоперы не смогли оперативно ответить на запрос «Компании».

Всплеск интереса к строительным рынкам

На рынке строительных материалов ситуация постепенно выравнивается, продолжил представитель «Rockwool Россия». Если в 2021 году на фоне двухзначного роста инфляции материалы резко дорожали, а в этом году на ценовые скачки повлиял ухода с рынка ряда игроков, то сейчас произошла адаптация.

«С апреля по начало июня мы наблюдали снижение спроса», — отметил Тарасов, добавив, что всплеска не произошло даже в традиционный дачный сезон. Однако к июлю-августу ситуация выровнялась, и спад продаж сменился нормализацией. В то же время потребители на фоне неуверенности в завтрашнем дне стали избирательнее.

По данным опроса «Rockwool Россия», 18% россиян чаще стали совершать покупки на строительных рынках, 17% — в крупных строительных гипермаркетах. Еще 15% перешли на покупку стройматериалов на маркетплейсах и почти 7% ― в интернет-магазинах, а 16% теперь предпочитают заказывать такие товары из других стран.

«В этом году мы стали отмечать, что в гипермаркеты люди стали ходить меньше. Выросло количество интернет-заказов, и опять приобрели актуальность рынки. Люди ходят туда, потому что там можно поторговаться, выбрать что-то, договориться», ― объяснил Тарасов.

Другая тенденция, характерная для розничного потребителя: повышение интереса к отечественным компаниям. Так, 17% респондентов сообщили, что стали чаще выбирать отечественные бренды, а 6% — китайские. «Люди выбирают отечественного производителя, потому что такой производитель гарантирует быструю доставку. Если речь идет, например, о системах кондиционирования, то азиатские марки ― единственные, которые сейчас доступны из-за границы».

Согласно прогнозам компании, следующий год в плане цен на стройматериалы будет достаточно ровным. На смену уходящим брендам быстро приходят локальные игроки, а «оседание» в стране большого количества сырья (на фоне санкций в части экспорта) и снижение спроса способствуют стабилизации цен.

«Весной на фоне санкций в России "осело" такое количество сырья, что это двинуло цены вниз и стабилизировало их, — пояснил представитель DIY-рынка. — Тоже самое касается производителей металла, цемента, других нерудных материалов, теплоизоляции. На фоне не такого большого потребления все это направляет цены вниз, делая ситуацию более благоприятной для потребителя».

Рост цен на краски, отделочные материалы и сантехнику

Впрочем, по некоторым направлениям рост цен все же произошел. «Импортозамещение — процесс очень сложный. И на фоне ухода иностранных компаний и сложностей в логистике повышают цены те, кто может здесь что-то производить. Это компании, которые производят теплообменники, материалы для ремонта — элементы сантехники, декора», — рассказал Тарасов. Такие производители, с его слов, сейчас «завалены заказами» на два-три месяца вперед, что естественным образом побуждает их к росту цен.

Значительно, со слов эксперта, в 2022 году выросли цены на краски и отделочные материалы. «Из России ушло много иностранных компаний, потребовалось время на поиск замещающих пигментов», — поделился эксперт. Но в течение лета рынок сориентировался, и произошла почти полная замена. Сейчас на российский рынок с поставками данных материалов активно заходят Турция и Китай: их сантехника, пигменты и клеевые составы по качеству не хуже европейских, отмечает эксперт.

От 15 до 30% в этом году составил рост цен на штукатурные смеси, на 3-4-5% в течение года росли цены на металл, теплоизоляционные материалы и цемент. «Если в следующем году спрос стабилизируется, за ним, я думаю, стабилизируется и цена», — спрогнозировал он.

Нехватка производственных мощностей

Поначалу строительные компании будут укомплектованы всеми необходимыми рынку стройматериалами за счет собственных ресурсов, отметил эксперт. Таким образом, в ближайшие год-два допмощностей, вероятнее всего, не понадобится. Но как только ситуация нормализуется, и начнется рост рынка на 10-20%, вопрос нехватки собственных производственных мощностей может встать ребром.

«Проблема состоит в том, что на сегодняшний день у нас нет мощностей для производства минеральной ваты, линий для производства какой-нибудь керамики, сантехники. С этим будут вопросы», — сигнализирует Тарасов.