Top.Mail.Ru
архив

Число зверя

Шесть ритейлеров, занимающих 60% рынка бытовой техники и электроники, 6 декабря обвинили компанию Panasonic в нечестном ведении бизнеса в РФ. Показательно, что протестанты, в число которых вошли сети «Мир», «М. Видео», «Техносила», «Эльдорадо», «Евросеть» и «Связной», выбрали целью для благородного негодования одного из слабейших вендоров, доля которого на российском рынке не превышает 5% процентов. Прямо обвинить в «серости» других западных производителей «шестерка» не решилась.

Что могло объединить продавцов бытовой техники и сети, торгующие в основном мобильными телефонами? Тем более что последние практически не занимаются продажами продукции Panasonic: с рынка GSM-телефонов производитель ушел. Эксперты полагают, что данная акция может служить задаче «обеления» имиджа российских продавцов бытовой техники и электроники, которые пытаются переложить ответственность за наличие «серой» продукции в магазинах на производителей.

Сейчас официальными дистрибуторами японского производителя в нашей стране выступают семь небольших информационно закрытых компаний. Методы их работы ритейлеров не устраивают.

Максим Ноготков, президент ГК «Связной», надеется, что эта акция по масштабам сравнится с августовским кризисом, в результате которого рынок GSM-телефонов «побелел» на 90%. Игорь Яковлев, президент компании «Эльдорадо», искренне сокрушается, что иностранцев в РФ не проверяют, а все шишки со стороны карающих органов сыплются на российских продавцов. Евгений Кабанов, гендиректор компании «Мир», публично признался, что вынужден продавать в своей сети товары сомнительного происхождения: «Однажды пришлось поехать на Савеловский рынок и купить там большую партию DECT-телефонов Panasonic, чтобы продавать их в своих магазинах».

Александр Зайонц, вице-президент компании «М.Видео», озвучил цели, которые преследуют крупнейшие ритейлеры: «белый» импорт, поставки за рубли и компенсации в случае задержек. Ритейлеры ждут, что головной офис в Японии обратит внимание на деятельность менеджеров российской Panasonic. Они также надеются, что бойкот одного вендора заставит задуматься и остальных. Среди них глава «Евросети» Евгений Чичваркин* называет и Sony, российский офис которой, по его словам, «на протяжении многих лет только принимал заказы и распределял рекламные бюджеты». Он поставил в пример корейские компании, которые начинают производство в РФ и продают технику за рубли.

Подобные формы давления на производителей в «Евросети» уже стали традицией, теперь их с энтузиазмом поддержали продавцы бытовой техники. Федеральная антимонопольная служба в заявлении «шестерки» усмотрела признаки коллективного сговора. Тимофей Нижегородцев, помощник руководителя ФАС Игоря Артемьева, сообщил «Ко», что служба «намерена провести разъяснительные беседы с ритейлерами». Если это не подействует, то в течение недели, по его словам, ведомство примет решение о возбуждении дела. Он не исключает, что в этом случае расследование может коснуться и других производителей.

Panasonic на выпад «шестерки» ответила скупым официозом. «Заявление российских ритейлеров основано на эмоциях и непроверенных фактах», – сообщили «Ко» в представительстве компании. Президент РАТЭК Александр Онищук считает, что «рынок теперь сильно изменится», и успокаивает покупателей обещаниями, что проблем с сервисом техники Panasonic не появится.


* признан в России иностранным агентом

Еще по теме