Чрезвычайный нефтяной посол
Обыски у Гуцериева могли понадобиться, чтобы вовлечь его в неформальные переговоры Москвы и Минска
Компании Михаила Гуцериева поставляют нефть в Белоруссию по согласованию с Минэнерго и хорошо на этом зарабатывают, заявили «Ко» в «Группе Сафмар». Уникальность ситуации не только в фактическом запрете поставок для остальных компаний — эксперты называют Гуцериева доверенным каналом связи Кремля с Лукашенко.
Конфликт Москвы и Минска подтвердил особый статус Гуцериева среди российских миллиардеров. Его группа «Сафмар» оказалась единственной, кто, несмотря на полуанонимные декабрьские обыски в ее московских офисах и сложную историю отношений главного акционера с Кремлем, продолжает поставлять нефть в Белоруссию после 1 января.
Как известно, президент Белоруссии Александр Лукашенко недоволен российским налоговым маневром, из-за которого Минск теперь вынужден покупать нефть из РФ фактически по мировым ценам. По сообщениям «Белнефтехима», текущая цена для белорусов составляет 83% от мировой (это примерно $440 за тонну). Кроме того, российские компании потребовали выплачивать им «премию поставщика» $10 за тонну. Белорусов это не устроило, и россияне прекратили поставки.
Однако компании Михаила Гуцериева «Русснефть» и «Нефтисса» согласились поставлять нефть без премии. До конца января они должны поставить в Белоруссию 600 тысяч тонн. А в феврале, как ожидается — еще 250 тысяч тонн, сообщает «Интерфакс».
При этом они поставляют нефть в Белоруссию по графику, утвержденному Минэнерго РФ по согласованию с другими регуляторами российского нефтяного рынка, сообщили «Ко» в пресс-службе группы «Сафмар». Минэнерго ситуацию не комментирует, но источник «Ко» в отрасли подтвердил выдачу министерством разрешения на первый квартал 2020 года.
Если Владимир Путин побуждает Лукашенко отказаться от части суверенитета в обмен на внутрироссийские энерготарифы — то какой смысл разрешать Гуцериеву в эксклюзивном порядке облегчить нефтяной голод Минска?
Независимый экономист из Белоруссии Сергей Чалый, работавший в предвыборном штабе Александра Лукашенко, объясняет эксклюзивное положение Гуцериева тем, что тот выполняет функцию чрезвычайного посла, способного поддерживать неформальную связь Лукашенко с Кремлем даже в условиях острого кризиса доверия.
«Лукашенко не раз высказывал претензии к Москве, но на этот раз все серьезно, — уверен Чалый. – Пример Бабича (экс-посол России в Минске, отозван после конфликта с властями страны – ред.) показывает, что диалог с жесткими российскими управленцами новой формации у Лукашенко не складывается. А у Гуцериева похожий психотип, у них какая-то близость психологическая есть. Я допускаю, что его особое положение — это способ донести до Путина и Лукашенко, что у кого на уме. Как прямой канал связи между Хрущевым и Кеннеди во время Карибского кризиса»
Версия похожа на правду. В 2012 году Лукашенко дал понять, что представители РФ через Гуцериева предлагали ему продать «Беларуськалий», который Минск оценивал в $30 млрд, за полцены.
«Некоторые одурели и предложили одному вхожему ко мне богатому российскому человеку ( цитата по Tut.by): «Сходите и предложите: 10 миллиардов платим, и 5 ему, куда скажет». Он пришел ко мне, давно меня знает, извинялся. Я ему: «Миша, я тебе не буду надевать наручники, но больше с такими идеями не приходи».
Похожее заявление Александр Лукашенко сделал на днях в Шклове, заявив, что Белоруссию «поставили раком». «Они думали, что (утрируя скажу) дадут мне ключи от склада, и я побегу в Россию, тоже буду богатым, пушистым, белым, красивым... Не надо. Я буду работать в своей стране, чего бы мне это ни стоило».
Правда, с этой версией плохо согласуются декабрьские обыски в офисах компаний группы «Сафмар», причастность к которым официально не подтверждает ни одна силовая структура РФ. В самой группе факт обысков не подтверждают. Но они в каком-то смысле оказались даже на руку Гуцериеву, считает Сергей Чалый. «В глазах Лукашенко он теперь тоже выглядит пострадавшим от Кремля», — рассуждает белорусский экономист.
Цена нефтяного контракта с Минском не раскрывается. При этом на вопрос «Ко», зарабатывают ли «Русснефть» и «Нефтисса», продолжая поставки, в «Сафмаре» ответили, что «зарабатывают, и очень хорошо».
Партнер Rusenergy Михаил Крутихин* полагает, что нефть продается со скидкой. Он не видит в этой сделке особой прибыли для «Сафмара», и объясняет поставки особыми отношениями Гуцериева с белорусской стороной. Однако по мнению Сергея Чалого, поставки нефти в Белоруссию даже без премии были бы прибыльными для всех российских компаний. Кроме того, считает экономист, часть нефти «Русснефть» и «Нефтисса» могут поставлять как давальческое сырье, оставаясь собственниками полученных после нефтепереработки в Белоруссии светлых нефтепродуктов.
Михаил Гуцериев поддерживает дружеские отношения с Александром Лукашенко, как минимум, с 2000 года, когда он возглавил совместную российско-белорусскую компанию «Славнефть». При нем в модернизацию Мозырского НПЗ было вложено $100 млн. В период московской опалы с 2002 по 2010 год Белоруссия оставалась для миллиардера дружественной территорией. В Минске миллиардеру принадлежат IТ-компании, отель «Ренессанс», бизнес-центр, терминал для бизнес-авиации в аэропорту и элитный развлекательный комплекс.
Сейчас компания Михаила Гуцериева «Славкалий» строит в Любани стратегический для Белоруссии Нежинский ГОК стоимостью $2 млрд. Это усилит позиции Минска на мировом калийном рынке, которые были ослаблены в 2013 году в ходе попытки владельцев российского «Уралкалия» поглотить «Беларуськалий».
На вопрос «Ко», не сказалась ли на проекте «Славкалия» нынешняя напряженность между Москвой и Минском, в группе «Сафмар» заверили, что реализация проекта «идет в четком соответствии с утвержденным графиком».
* признан в России иноагентом.