Что к чему

Возможно, уже этой осенью на российском рынке авиаперевозок появится новый крупный игрок, который будет уступать только «Аэрофлоту». Реализация такого сценария зависит от сроков и условий объединения двух крупнейших государственных операторов – ФГУАП «Пулково» и «президентской» авиакомпании «Россия».

В настоящее время эти компании являются конкурентами «Аэрофлота» в европейской части России. При этом каждая из них обладает рядом существенных достоинств. Питерская авиакомпания «Пулково» контролирует одноименный аэропорт, а «президентский» перевозчик располагает новейшими лайнерами, полностью отвечающими европейским экологическим нормам. Объединенный авиапарк будет включать почти 90 судов («Аэрофлот» сейчас владеет 111 самолетами).

По словам аналитика ИК «Ренессанс Капитал» Натальи Загвоздиной, в случае слияния новая компания сможет составить серьезную конкуренцию нынешним лидерам рынка. «В прошлом году «Пулково» по количеству перевезенных пассажиров занимал 3-е место после «Аэрофлота» и «Сибири», так что объединенная компания может сравняться с «Сибирью», – отмечает Загвоздина. А по расчетам аналитика «Тройки Диалог» Андрея Иванова новая компания вполне могла бы претендовать на 2-е место по количеству авиаперевозок после «Аэрофлота».

Проект «унии» госперевозчиков возник примерно год назад, тогда же «Пулкову» было поручено подготовить технико-экономическое обоснование слияния. Подготовка ТЭО, по словам генерального директора «Пулкова» Бориса Демченко, была завершена к январю 2003 года. Однако с тех пор никаких новых шагов по объединению компаний сделано не было, так как руководителям «Пулкова» и «России» не удалось решить ключевой вопрос – чья команда будет «играть первую скрипку». Кроме того, против присоединения «России» к «Пулкову» выступило Управление делами президента, в ведении которого находится «Россия». В ответ на «поползновения» «Пулкова» был выдвинут встречный проект – присоединение «Пулкова» к «России». По сути, руководство «Пулкова» оказалось в ловушке, созданной собственными руками. В результате радикального изменения вектора планируемого слияния предложенный питерскими авиаторами ТЭО стал работать против них самих. Более того, как замечает Андрей Иванов, «слияние, инициированное «Россией», позволит «президентской» компании увеличить свою долю на рынке авиаперевозок и получить более широкий доступ к направлению Москва – Санкт-Петербург, а «Пулково» в этом случае ничего не приобретает».

По мнению аналитиков, решение о том, какая из компаний станет ведущей в процессе объединения, зависит также от того, одобрит ли правительство план консолидации оставшихся государственных авиаактивов. Данный план, в частности, предполагает, что к союзу «Пулкова» и «России» позднее могут присоединиться ФГУАП «Кавминводыавиа», «Дальавиа» и др. По словам Демченко, окончательное решение вопроса об объединении компаний может быть принято уже в октябре.