Что мешает развитию Интернета вещей в России

Евгений Мискевич — генеральный директор компании «Центр2М»

О технологиях IoT в мире заговорили еще в 1999 году, когда в России только появились первые мобильные телефоны. Сейчас, в 2020, сеть Интернета вещей насчитывает более 26,6 млрд подключенных к Интернету и взаимодействующих между собой устройств по всей планете. В нашей стране, по подсчетам аналитиков, за последний год было куплено всего 19,5 млн SIM-карт для IoT-оборудования.

Интернет вещей — это концепция цифрового пространства, сети, в которую интегрированы производственные станки, бытовые приборы, иными словами — вся электроника. С помощью датчиков и других средств объекты физического мира соединяются в цельную виртуальную сеть, посредством которой могут взаимодействовать без человеческого вмешательства.

Польза Интернета вещей заключается в повышении производительности предприятий за счет значительного сокращения времени между разработкой нового продукта и его поставками потребителю, оптимизации ресурсов, что дает возможность предприятию функционировать более эффективно.

Ведущие развитые и развивающиеся страны сегодня реализуют собственные инициативы, направленные на развитие будущего производства. Например, в странах ЕС, Южной Корее, Китае и Японии внедряются технологии «умного города», которые позволяют повышать эффективность управления энергопотреблением и транспортными потоками. В дополнение к необходимости найти безопасное и надежное энергоснабжение Япония внедряет технологии интеллектуальных сетей для защиты городов от массовых отключений электроэнергии.

В Великобритании и США реализованы масштабные программы по установке «умных счетчиков» для удаленного контроля энергопотребления в домохозяйствах. Однако основным потребителем и заказчиком технологий, основанных на Интернете вещей, в мире является бизнес.

Евгений Мискевич

Государство или бизнес: кто главные локомотивы IoT-технологий

Основные черты, отличающие российскую модель от лидеров разработок и внедрения инновационных технологий нового уклада, связаны с существенной долей государственной собственности, поэтому главный драйвер развития Интернета вещей в России — это государство. Именно оно является основным заказчиком крупных инфраструктурных проектов, использующих IoT-технологии. Примеров много: цифровизация госуслуг, система взимания платы «Платон», проект от «Газпром нефть» — «Когнитивный геолог».

В бизнесе, к сожалению, ситуация намного хуже. Большинство крупных компаний разработали программу цифровой трансформации, но на практике реализуют лишь набор краткосрочных пилотных проектов по внедрению той или иной технологии. Поэтому прогноз рынка Интернета вещей не оправдался: вместо запланированного роста на 14–15 % он вырос на 9 %.

Основные направления для применения Интернета вещей в России — логистика и транспорт, а также ЖКХ и коммунальные услуги (12 %).

По уровню цифровизации сильнее всего от стран Европейского союза отстают ключевые для России отрасли — добывающая, обрабатывающая промышленность, где предприниматели самостоятельно пытаются внедрить технологии.

Конечно, есть такие лидеры Интернета вещей, как Сбербанк, который еще в 2018 году начал собирать телеметрические данные и пробовать дистанционное управление, но компаниям среднего и малого бизнеса еще нужно научиться внедрять в свою работу IoT-технологии.

Россия в «цифровой воронке»

Согласно исследованию «"Цифровая воронка" потребления: особенности и перспективы российского IoT-рынка», наша страна в вопросах цифровизации отстает от ведущих игроков этого рынка на шесть лет. Например, в развитых странах доля цифровой экономики составляет от 16 до 35 %, в то время как в России всего лишь 5 %.

Россия отстает и по количеству инновационных промышленных предприятий (11 %) от стран-лидеров (60 %), а также по количеству занятых в высокотехнологичных и наукоемких отраслях (4 и 6 % соответственно).

Если углубиться в изучение этой тенденции, то можно назвать сразу несколько причин, которые напрямую влияют на существенное отставание нашей страны в развитии Интернета вещей.

  1. Нестабильность экономической ситуации, которая усугубляется санкциями: у нас работают сильные производители ПО, но никто не делает хорошего «железа»: процессоров, модемов, датчиков. Иностранное «железо» для Интернета вещей стоит достаточно дорого, а в условиях торговых ограничений оно малодоступно.
  2. Стандарты и функциональная совместимость. Для создания рынков новых технологий важны стандарты. Российское законодательство только начинает регулировать сферу Интернета вещей. Многие процессы еще не структурированы на государственном уровне, что также затормаживает внедрение новых технологий.
  3. Острая нехватка специалистов не позволяет работать в полную силу. Рынок IoT в последние пару-тройку лет быстро набирает обороты, а учебные заведения и система образования в целом пока отстают и не успевают подтянуться.
  4. Стремление бизнеса к максимально ликвидным проектам. Российские заказчики мотивированы на быстрое получение прибыли за счет внедрения технологий. Для зарубежных корпораций нормой являются инвестиции, которые могут окупаться в течение 30 лет. Walmart, например, инвестировал в IT-технологии 12 млрд $, что, естественно, не принесло мгновенной отдачи. В нашей стране ожидаемый срок окупаемости инвестиций в цифровые технологии — два года. Именно поэтому IoT-решения не так привлекательны для российских заказчиков.

Пока что подавляющее большинство организаций не осознают всего потенциала цифровизации, всего спектра возможностей, которые можно извлечь из грамотного внедрения технологических и иного рода нововведений.

Как догнать мировых лидеров IoT

В принципе, отставание нашей страны в области Интернета вещей обратимо, но для этого нужно задействовать два главных рычага его внедрения — власть и бизнес.

Сегодня из-за большого количества переменных, высокой степени взаимного проникновения отраслей государству необходимо совершенствовать законодательство и увеличить бюджетное финансирование фундаментальной науки и новых разработок. Государству следует стимулировать межотраслевое сотрудничество, способствовать созданию совместных программ, организуя государственно-частное партнерство для кооперации предпринимателей и производителей. Кроме того, ему следует разработать стимулирующие меры для использования IoT-решений частным сектором путем предоставления широкого спектра сервисной поддержки предприятиям.

Бизнесу же необходимо разработать российское «железо» и развить новые протоколы связи. С удешевлением стоимости внедрения и появлением российских аналогов стоит ожидать повышения интереса к новым технологиям со стороны коммерческих компаний.

Компаниям-потребителям IoT стоит поддерживать развитие собственных сотрудников, совершенствовать их профессиональную подготовку.

Год назад «Ростех» спрогнозировал рост российской экономики благодаря развитию Интернета вещей в промышленности. По подсчетам аналитиков компании, цифровизация принесет 5,5 трлн руб. к основному доходу и позволит серьезно сэкономить. Но в эти планы вмешалась пандемия коронавируса, охватившая более 180 стран. Пока трудно говорить, как в новых условиях будет скорректирован этот план, однако ситуация с распространением COVID-19 еще раз доказала необходимость внедрения Интернета вещей по всему миру. Из-за карантина пострадали не только крупные компании, но и экономики целых государств. IoT-технологии могли бы существенно снизить эти потери, ведь Интернет вещей — это в первую очередь взаимодействие «машина — машина», а значит, в нем практически не требуется постоянный контроль человека.