Что намолотили, то объединили…

29.10.200100:00

Роман Абрамович легализовал свою промышленную собственность. Вся она теперь будет управляться зарегистрированной в Лондоне управляющей компанией Millhouse Capital. Губернатор Чукотки остался верным своему стилю и на публике так и не появился даже в честь собственной легализации. Роль спикера от имени своих «акционеров» взяла на себя одна из компаний, чьи акции (88%) перешли под управление Millhouse – «Сибнефть».

На прошлой неделе «Сибнефть» сообщила, что Millhouse (что в переводе с английского означает «мельница») получит в трастовое управление акции «Сибнефти», половину акционерного капитала холдинга «Русский алюминий» и другие предприятия. Другие – это личная собственность «акционеров Сибнефти» – акции «Аэрофлота» (26%), «Оренбургнефти» (44%) и «Омского бекона», а также доля в наборе совместных приобретений с «акционерами «Сибала», то есть Олегом Дерипаской – холдинг «Руспромавто», Красноярская ГЭС, «Иркутскэнерго». И совсем свежие приобретения – доля в контрольных пакетах Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, металлургического комбината НОСТА, Автобанка и «Ингосстраха».

По мнению источника, близкого к Millhouse, акционеры «Сибнефти» передали активы в трастовое управление, в частности, из-за того, что один из них занимает государственный пост (Абрамович – «Ко»). По российскому законодательству, если у чиновника есть какая-либо акционерная собственность, он может от нее избавиться как навсегда, так и временно – то есть на время госслужбы передать акции в траст. Когда корреспондент «Ко» заметил, что Абрамович стал губернатором гораздо раньше, чем появилась Millhouse, собеседник ответил, что на самом деле Абрамович передал все свои акции в управление еще в бытность депутатом Госдумы. Всем промышленным «хозяйством» депутата управляла группа его соратников во главе с президентом «Сибнефти» Евгением Швидлером. Потом бизнес разросся и потребовал единого центра управления. Много времени ушло на решение организационных вопросов и подбор профессиональной команды для новой компании. Зато теперь любой из «акционеров «Сибнефти» может вслед за Абрамовичем отправиться в политическое плавание. Благо что география новых приобретений весьма обширна, «своих» губернаторов у команды Абрамовича могло быть и побольше.

Одновременно с Абрамовичем собирается менять свою структуру и «Сибал». Последние два года «Сибал» выглядел неким расплывчатым и непонятным конгломератом. Скорее всего, это связано с тем, что на период становления «Русала» Олег Дерипаска перебросил туда всю свою управленческую элиту. Прошел год, «Русал» поднялся на ноги. Кстати, один из экспертов сказал «Ко», что кадровое сокращение в «Русале» в большей степени объясняется как раз стабилизацией бизнеса «Русала», а не падением мировых цен на алюминий: «Поиски менеджмента для предприятий велись в пожарном порядке. Чтобы войти на предприятие, нужен год. Теперь уже у холдинга появился бизнес-план, разработана инвестиционная политика – жизнь вошла в нормальное русло. Стало ясно, какие вакансии являются лишними, какие менеджеры могут выполнять несколько обязанностей сразу». Не исключено, что лучшие кадры Дерипаски теперь вернутся в «Сибал», чтобы заняться другими направлениями бизнеса. Например, управлять статалелитейным комбинатом «Носта» будут управленцы из «Сибала». Гендиректором предприятия станет Сергей Филиппов, ранее работавший на Саянском и Новокузнецким алюминиевом заводах. По некоторым предположениям, Дерипаска и Абрамович договорились, что изначально выяснять ситуацию на вновь приобретенных предприятиях их люди будут сообща, а дальше на управлении останутся те, у кого лучше получается. Со стороны кажется, что в «Русале» и на ГАЗе лучше получилось у команды «Сибала». Кто будет вести бизнес на Усть-Илимском ЛПК, пока еще окончательно неясно, но, скорее всего, опять-таки люди Дерипаски.