Что растет в Африке?
По оценкам International Data Corporation (IDC), в четвертом квартале 1999 года заметный рост спроса объемов компьютерного ритейла в Западной Европе перекрыл снижение активности на корпоративном рынке. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы розничных продаж ПК в Западной Европе выросли в четвертом квартале 1999 года на 13,4%. В Восточной Европе этот показатель составил 8,8%, а в странах Ближнего Востока и Африки - 15,4%. По предварительным оценкам IDC, на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) объем продаж в четвертом квартале 1999 года составил около 11 млн ПК.
Корпоративный рынок в четвертом квартале, как и ожидалось, оставался очень вялым - наблюдались лишь небольшие инвестиции со стороны малого и среднего бизнеса. Предполагаемое увеличение спроса на этом рынке наблюдатели связывают с процессом перехода компаний к новым программным продуктам. В этих условиях ключевые игроки вынуждены фокусировать усилия, во-первых, на повышении эффективности своих продуктов, а во-вторых - на увеличении добавленной стоимости.
В ритейле же, напротив, наблюдался активный спрос на компьютеры, что объяснялось, во-первых, интересом населения к Интернету, во-вторых - появлением в секторе low end ноутбуков, рассчитанных на массового пользователя, и в-третьих - агрессивной ценовой конкуренцией. "Хорошо, что компьютерные компании имеют рынок домашних пользователей, - говорит Мартин Хингли, руководитель European Systems Group IDC, - ведь проблема 2000 года оказала очень негативное воздействие на региональный корпоративный рынок в четвертом квартале 1999 года".
1999 год показал, с одной стороны, возросшую консолидацию европейского рынка в связи со слиянием Fujitsu и Siemens, с другой - возрастание конкуренции между лидерами. Первое место по объему продаж на рынке EMEA занял Compaq, второе - слившиеся Fujitsu и Siemens. Dell по-прежнему демонстрирует очень быстрый рост и явные намерения выиграть следующий раунд борьбы, который пройдет "под знаком" Интернета. Неплохие результаты продемонстрировали и Apple, и местные игроки (такие, как Tiny Computers, Medion и Cibox) - это еще одно свидетельство того, что рынок по-прежнему остается открытым.
Compaq удержал лидерство в 1999 году, но пострадал от усиления конкуренции и от снижения спроса в корпоративном секторе. Компания активно осваивает пространство Интернета. Будущее Compaq зависит от способности компании отладить свои цепи доставки в 2000 году.
На второе место на рынке EMEA в начале 1999 года выдвинулась вновь образованная компания Fujitsu-Siemens. Это объяснялось устойчивым положением компании в корпоративном секторе немецкого компьютерного рынка и растущим спросом в европейском розничном сегменте. Тем не менее за пределами Германии Fujitsu-Siemens в 1999 году пришлось корректировать свою стратегию.
Слияние Fujitsu и Siemens отодвинуло Dell на третью позицию на рынке EMEA в 1999 году. Тем не менее компания продемонстрировала существенный рост, и результаты компании "были смазаны" лишь в четвертом квартале - из-за снижения спроса на корпоративном рынке. Лидер прямых продаж продолжает занимать сильные позиции в Великобритании и Франции. Наиболее уверенно Dell чувствует себя в секторах ноутбуков и серверов.
Положение IBM в четвертом квартале осложнилось по причине снижения спроса на корпоративном рынке и усиления конкуренции в секторе настольных компьютеров. В то же время IBM показала рост продаж в секторах ноутбуков и серверов.
Для Hewlett-Packard последний квартал 1999 года оказался удачным. Компания удержала пятую позицию на рынке EMEA. Впрочем, эту позицию HP сохраняла за собой не только в течение четвертого квартала, но и на протяжении всего 1999 года. HP уверенно чувствует себя на рынке настольных компьютеров и продолжает наращивать свое присутствие в секторе ноутбуков и на розничном рынке.
Пять лидеров компьютерного рынка Европы, Ближнего Востока и Африки (1999)
Компания | 1998 (тыс.штук) | 1998 доля рынка (%) | 1999 (тыс.штук) | 1999 доля рынка (%) | Рост (%) |
Compaq | 4,786 | 16,8 | 5,493 | 16,6 | 14,8 |
Fujitsu-Siemens | 2,779 | 9,7 | 3,683 | 11,1 | 32,6 |
Dell | 2,117 | 7,4 | 2,910 | 8,8 | 37,5 |
IBM | 2,425 | 8,5 | 2,799 | 8,4 | 15,4 |
Hewlett-Packard | 1,838 | 6,4 | 2,266 | 6,8 | 23,3 |
Другие | 14,615 | 51,2 | 16,004 | 48,3 | 9,5 |
Всего | 28,562 | 100 | 33,159 | 100 | 16,1 |
Источник: IDC