Что угодно, только не демократия!
Мэрия разрабатывает изощренные альтернативы выборам. Мэрия Москвы объявила беспрецедентную акцию - открытый конкурс на замещение должностей глав управ районов города. Более того, кадровая служба городской власти обратилась к крупнейшим частным компаниям столицы с просьбой выдвигать свои кандидатуры на эти посты.
Письма о помощи людьми отправлены Сбербанку, ВТБ, "Уралсибу", "Русалу", "Вымпелкому", МТС, "Мегафону", "Седьмому континенту", "Эльдорадо", "Азбуке вкуса", РЖД, ИКЕА, "Меге" и др. - им предлагается выдвинуть своих специалистов. Также правительство Москвы обратилось к Высшей школе экономики, Агентству стратегических инициатив, Ассоциации выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров и Федеральному ресурсному центру по организации подготовки управленческих кадров.
Удивительно, на какие только ухищрения не идет бюрократия, чтобы не допустить самого простого решения, напрашивающегося для данной проблемы, - честных и демократических выборов с элементами соревновательности. И тогда не надо будет слать письма в Сбербанк, прося, чтобы его топ-менеджеры заменили бы приятную, высокооплачиваемую и сулящую карьерную перспективу работу на нервную, хуже оплачиваемую и не сулящую очевидной карьеры, и все исключительно ради любви к городу. Ведь если бы вместо бюрократических управ в Москве имелось нормальное местное самоуправление, но кандидатуры глав районов выдвигались бы сами в процессе выборов и достаточно острой политической борьбы, серые люди руководителями управ не стали бы точно. А если выбор главы управы при демократии оказался бы не вполне удачным, то ответственность за это легла бы на избравших их жителей и депутатов. И можно быть уверенным, что совсем неудачный лидер муниципального района на следующих выборах обязательно бы провалился. А если бы он решил воровать, то его соперники с радостью использовали бы любое его прегрешение для разоблачений.
Но все эти давно отработанные за рубежом механизмы для нас неприемлемы. Первые ростки муниципального самоуправления задушены в Москве еще при Юрии Лужкове, и новый мэр, экс-руководитель администрации президента Путина, заново выращивать эти "сорняки" не собирается. А то они еще, того гляди, будут согласовывать митинги без оглядки на Федеральную службу безопасности! Москвичи участвовать в опросах о том, как ремонтировать школы и стоит ли заменять рынки автостоянками, не имеют права.
Сегодня муниципальные собрания в Москве есть, но никаких реальных полномочий у них нет. Впрочем, вообще городское управление в столице предельно централизовано. Многие вопросы, которыми в советское время занимались на уровне районов, - например, управление средними школами - сейчас подняты до уровня префектур (а их в советской Москве вообще не было).
И поскольку притока кадров нет, приходится придумывать всякие креативные штуки. Так, Сергей Собянин учредил столичный совет по кадровой политике и сам его возглавил. Задача нового совещательного органа - "развитие государственной гражданской службы, эффективное использования кадрового потенциала, формирование кадрового резерва". Кроме того, столичная мэрия запустила собственный карьерный портал, на сайте уже появились первые вакансии для будущих сотрудников мэрии, префектур и управ, аппарата Мосгордумы и других госструктур. Особенно активно к муниципальной службе призывают молодежь.
В качестве экспертов при отборе глав управ правительство Москвы привлекает HR-директоров крупнейших компаний, имеющих представительство в городе.
На что угодно готовы пойти чиновники, лишь бы не допустить появления в Москве ростков выборности и политической конкуренции!
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc:
"Это, скорее, PR-акция. С политической точки зрения это очень грамотно. Крупнейшие компании что-то хотят от московской власти, жалуются на местную власть. А им потом скажут: "А мы вам предлагали, и вы сами не захотели!" Дело в том, что управы ничего не решают. На этой позиции - кадровый голод. Вот, например, в управе "Коньково" глава управы и его замы - гастарбайтеры. Никакого смысла переход топ-менеджеров крупнейших компаний на пост главы управы не имеет. Люди такого уровня претендуют на посты в министерствах. На уровне Москвы решения принимаются совсем не в управах, а в префектурах. Кандидатам из компаний было бы интересно занять какие-то должности на уровне кабинета министров Москвы".
Луиза Губайдулина, руководитель индустриальной практики компании Morgan Hunt:
"Сам по себе проект интересный и заслуживает поддержки. В теории присутствие бизнес-ориентированных людей в государственных структурах давно требуется, но, по опыту, такая идея довольно сложно реализуема. Если и возможны переходы представителей менеджмента из компаний, то они будут сопровождаться сложностями интеграции таких людей в государственные структуры. Иные принципы управления и механизмы принятия решений на новом месте могут не лучшим образом сказаться на эффективности работы менеджера. Вероятность же перехода и интеграции сотрудников из компаний с большим процентом государственного участия гораздо выше. Мотивом может послужить возможная реорганизация или оптимизация".
Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ":
"Инициатива, конечно, интересная, но, на мой взгляд, невыполнимая. Исторически Москва не первая, кто объявляет открытые конкурсы на замещение должностей в своем аппарате. В данном вопросе впереди всех Ульяновская область, которая уже четыре года проводит такие конкурсы, размещая вакансии на работных сайтах федерального уровня. Как раз в сентябре Ульяновская область вновь опубликовала вакансии министра строительства и министра внутренней политики с ежемесячным доходом до 65 000 руб. Интересна история увольнения предыдущего министра строительства Ульяновской области: в июне 2012 г. он был задержан. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки, совершенное организованной группой лиц, с вымогательством взятки). Идея нашего мэра достойная и правильная. Кандидаты из перечисленных компаний имеют большой и успешный опыт управленческой работы, и с этой стороны данную инициативу властей понять можно, однако что может предложить мэрия успешным менеджерам из крупнейших бизнес-компаний? Оклад государственного служащего, который толкает почти каждого облеченного властью чиновника на коррупцию? По сути, единственный мотиватор для успешных менеджеров от бизнеса - это возможность "стартовать" в политике и далее продвигаться по чиновничьей лестнице".
Марина Ничипоренко, директор отрасли "Потребительские товары и услуги" рекрутинговой компании "Бигл":
"Менеджеры, получившие колоссальный опыт в крупных компаниях в плане руководства людьми и управления бизнес-процессами, могут эффективно использовать его в руководстве управами Москвы. Но, безусловно, очень многое зависит от того, как будет выстроена система управления и контроля и удастся ли успешному кандидату в рамках новой должности применить свой позитивный опыт из бизнес-сферы в государственном управлении".
Топ-10 субъектов РФ по количеству чиновников на 10 000 жителей (2010 г.) |
||
Место |
Российская Федерация |
115,3 |
1 |
Чукотский автономный округ |
571,8 |
2 |
Магаданская область |
373,8 |
3 |
Ненецкий автономный округ |
328,3 |
4 |
Республика Алтай |
285,3 |
5 |
Камчатский край |
251,7 |
6 |
Республика Калмыкия |
220,6 |
7 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
218,8 |
8 |
Сахалинская область |
218,7 |
9 |
Еврейская автономная область |
215,4 |
10 |
Республика Тыва |
205,3 |
83 |
г. Москва |
68,2 |
Источник: РИА "Новости" |
Фото Денис Вышинский