Top.Mail.Ru
архив

Что вы хотели знать о налогах, но стеснялись cпросить - 2

07.04.200300:00

«ВД»: О каких видах инвестиций россиянин обязан сообщать в своей налоговой декларации?

Ю.Л.: Налогоплательщик должен сообщать не о самих инвестициях, а о доходах, полученных от инвестиций. Инвестор должен в любом случае подавать декларацию по итогам года, в котором был получен доход, – независимо от того, уплатили за него брокер или управляющая компания налог или нет. Дело в том, что продажа ценных бумаг и паев приравнивается российским Налоговым кодексом к продаже имущества. А в этих случаях нужно обязательно подавать декларацию. Если ваша управляющая компания или брокер уже уплатили за вас налог на доходы от операций с ценными бумагами, то вам необходимо получить у них справку по форме 2-НДФЛ и предоставить ее в налоговую инспекцию вместе с декларацией.

«ВД»: Какие инвестиционные возможности в России наиболее благоприятны для частного инвестора с точки зрения налогообложения?

Ю.Л.: Среди всех видов доходов – с точки зрения благоприятности для налогообложения – на сегодня лидирует дивидендный доход. Согласно российскому налоговому законодательству дивиденды облагаются по ставке 6%, что ниже базовой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц. Однако следует сразу оговориться, что здесь и далее речь в основном идет о получателях дохода – налоговых резидентах РФ (физических лицах, проведших не менее 183 дней в календарном году на территории России). По сравнению с ними возможности налоговых нерезидентов (находящихся менее 183 дней в РФ) в плане налогообложения ограничены: все виды доходов нерезидентов облагаются по единой ставке в 30%, и большинство налоговых вычетов, предусмотренных НК, неприменимы при обложении их дохода.

«ВД»: Может ли российский гражданин вычитать из своей налогооблагаемой базы проценты по потребительским ссудам или по другим кредитам, полученным от российских или иностранных заемщиков?

Ю.Л.: Согласно российскому законодательству проценты, уплаченные по ипотечным кредитам на покупку жилья, вычитаются из совокупного годового дохода гражданина – налогового резидента РФ, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу. Кроме того, из налогооблагаемого дохода как резидентов, так и нерезидентов, может вычитаться доля процентов, уплаченных в пределах ставки рефинансирования по кредитам на покупку ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке.

«ВД»: Каким образом учитываются для целей налогообложения вложения в паевые фонды?

Ю.Л.: Прибыль, полученная при инвестировании в ПИФы, облагается по базовой ставке налога (13% для резидентов и 30 % для нерезидентов). При этом для определения размера налогооблагаемого дохода из общей суммы дохода вычитаются документально подтвержденные расходы, связанные с куплей-продажей паев (на покупку ценных бумаг и паев, комиссионные, уплаченные брокеру, депозитарию, управляющей компании и т.д.). Можно также уменьшить доход от продажи паев, обращающихся на организованном рынке, на выплаты по процентам по кредиту, если вы покупали паи на заемные средства, но только в пределах ставки рефинансирования ЦБ, как указывалось выше.

 «ВД»: Если инвестор получил доход по инвестициям в ценные бумаги, он обязан его декларировать. А если, например, убыток? Может ли частный инвестор вычесть понесенный убыток из налогооблагаемой базы или учесть его в доходах следующих периодов?

Ю.Л.: Согласно российскому налоговому законодательству по операциям с ценными бумагами одного вида (например, с паями, не обращающимися на рынке) понесенные и полученные в отчетном году убыток и доход можно сложить, уменьшив таким образом налогооблагаемую базу. Однако обратите внимание на то, что нельзя суммировать доход или убыток по операциям с разными категориями ценных бумаг. Сложение возможно только по операциям с ценными бумагами, относимыми НК к одной и той же категории (рыночные ценные бумаги, нерыночные ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок).

Еще по теме

архив
Дело Марата
Против бывшего генерального директора СК «Прогресс-Гарант» Марата Айнетдинова возбуждено уголовное дело по статье 201 УК – причинение крупного ущерба и злоупотребление служебным положением руководящего лица крупной коммерческой структуры. Инициатор иска – компания «Прогресс-Гарант», которая оценивает причиненный ей ущерб в $9 млн. Конфликт начался поле того, как Айнетдинов стал генеральным директором СК «Россия» и два месяца проработал там вместе со своей командой. Айнетдинов выдвигает свою версию конфликта, обвиняя МФО МЕНАТЕП, основного акционера «Прогресс-Гаранта», в невыполнении договоренностей о бесплатной передаче менеджерам 15% акций компании. МЕНАТЕП, в свою очередь, считает, что команда Айнетдинова успела вывести из компании ряд активов, и аргументирует это тем, что на выведенные средства ушедшие менеджеры приобрели у ИК «Атон» 84% акций СК «Россия». Противная же сторона утверждает, что 30% акций они получили бесплатно, а остальные 54% по-прежнему находятся в залоге у «Атона» с правом последующего выкупа. Впрочем, за всей историей может стоять естественное желание бывших хозяев скомпрометировать успешного менеджера, покинувшего компанию вместе с командой.
Дело Марата