Что за комиссии, Создатель?

17.03.200300:00

Текущие реформы власти, проведенные президентом В.В. Путиным, признаны масштабными. И не просто масштабными, а имеющими далеко идущие последствия. Действительно, сколько всего интересного – и сразу. Попутно хочется отметить, как здорово изменилась Россия за постсоветский период. Раньше, например, если нужно было человека переместить на особо важный пост, освободив его от предыдущего важного поста, то его бросали либо на сельское хозяйство, либо определяли послом в Японию. Сегодня же если что, то сразу находятся важные дела в самом культурном центре мирового сообщества – в Европе. И – обязательно – напутствие первого лица. Это, мол, не почетная отставка, это новое трудное направление. Совсем как у Булгакова, когда Полиграфа Полиграфыча возвращали наконец в первоначальный собачий вид. Обитательниц квартиры профессора Преображенского на время операции закрыли в кухне, а те повторяли профессорские доводы: «Это не от недоверия к нам». Но, как уже сказано, это попутное наблюдение. Главное в том, что все комментарии по поводу мини-перестройки сводятся к решению трех основных вопросов: а) воссоздаются или не воссоздаются прежний КГБ и так называемый гэбизм; б) удастся ли новому ведомству Черкесова создать суперслужбу и заодно составить конкуренцию МВД; в) подвинули ли «питерские» «московских» и что за этим может последовать в других, в первую очередь силовых, ведомствах. Ну и понятно, кто теперь будет контролировать финансовые потоки по военным заказам. Нет, не волнуйтесь, мы с вами в любом случае не будем.

Заранее приносим извинения, поскольку ответов на приведенные вопросы сейчас не последует. Поговорим немного о другом. Почему, например, никто и не обсуждает, действительно ли вновь образованный комитет по контролю за оборотом наркотиков сможет изменить ситуацию с наркоторговлей? Или (что логично заключить из названия) он будет контролировать ситуацию, а не бороться с ней. Главное, что этот вопрос не стал предметом обсуждения комментаторов, наблюдателей и столь дорогих сердцу директоров и президентов различных экспертных политических институтов. Служба, понятно, специальная, никто и не ждет раскрытия оперативных секретов. Но на всякий случай рассказать народу о главных направлениях внутри проблемы и почему нам нужна именно такая структура и т.д., наверное, не повредило бы. Нет, о том, что необходимость такая назрела и что силовики все одобряют, – это сообщили. Похоже на том и решили остановиться (возможно, чтобы не расстраивать). Хотя почему эта структура создается отдельно – вне МВД, – предположить можно. Если вспомнить, в частности, как успешно сотрудники московской милиции «организовывали» интим-услуги в столице, становится ясно, что в новые времена не только журналисты меняют профессию. Организовать наркотрафик по такой большой территории вряд ли возможно без помощи некоторых поменявших профессию сотрудников правоохранительных органов. Ну так и скажите, что делается попытка избежать коррумпированности в этом критически важном направлении. А то какие-то доводы об оптимизации координации и специализации, как на каком-то пленуме.

Еще одна реформа, требующая некоторых разъяснений. Функции Федеральной службы налоговой полиции передаются в систему МВД. Действительно, запланированного результата деятельности этой службы не принесли. Более того, известно, что некоторые ее подразделения принимали участие в спорах хозяйствующих субъектов в качестве привлеченного силового ресурса. Но ведь и МВД отличается тем же интересом к участию в рыночной экономике в качестве специального инструмента урегулирования споров. Проще говоря, наездами на одно юридическое лицо в интересах другого юридического лица. И не из соображений соблюдения законности, а, как сами понимаете, из интересов чисто экономических или же по просьбе вышестоящих коллег. Так что стоит ли множить функции МВД, тем самым способствуя росту коррупции? В этой связи, кстати, еще одно соображение. Мотивируя создание комитета по контролю за оборотом наркотиков, президент справедливо заметил, что эта проблема одна из наиболее критичных по последствиям. И это правда. Но ведь правда и в том, что никак не меньшей проблемой для России является коррупция. Это к тому, что специальный комитет – если представить, что такая форма способна хоть как-то решить проблему, – очевидно, требуется не только для контроля за оборотом наркотиков. А может быть, даже прежде, чем для него.