Чтоб чужие боялись
Крупные скандалы между владельцами бизнеса и топ-менеджерами в России случаются нечасто, исключением стала громкая отставка главы ГК «Трансстрой» Ивана Кузнецова, которого основной акционер Олег Дерипаска обвинил в хищениях. По мнению экспертов, таким образом «Базэл» пытается подчинить себе непокорные непрофильные активы.
«Трансстрой» – один из лидеров рынка инфраструктурного строительства, он традиционно управляется технарями и не отличается публичностью. Скандал вокруг его главы Ивана Кузнецова разгорелся внезапно. В самом начале сентября пресс-служба компании распространила пресс-релиз, в котором напрямую обвинила топ-менеджера в хищениях и «откатах». Более того, представители Олега Дерипаски уже направили в Генпрокуратуру соответствующее заявление, сопроводив его просьбой возбудить уголовное дело. В результате экс-гендиректору «Трансстроя» может грозить до десяти лет лишения свободы. По данным «Базэла», неверная политика руководства «Трансстроя» привела к тому, что по итогам января – июля 2010 г. при выручке в 15,38 млрд руб. он получил убыток в 1,4 млрд руб. Более того, за последнее время «Трансстрой» потерял несколько крупных контрактов. Как отмечают участники рынка, активно скупавший перед кризисом активы «Базэл» не справился с их управлением, и теперь в компании пытаются решить проблемы за счет резкой смены руководящих кадров.
Свой человек в главке
По образованию инженер железнодорожного транспорта, Кузнецов прошел путь от мастера на «Ямалтрансстрое» до замгендиректора ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», одного из основных подразделений «Трансстроя». А к моменту прихода в корпорацию Олега Дерипаски Иван Кузнецов уже возглавил эту структуру. «Годовая программа, которую мы осваиваем сейчас, – 25 млрд руб., к 2009 г. она увеличится до 45 млрд руб. Сегодня перед компанией стоит задача разработать стратегический план по удвоению капитализации в течение трех лет», – рассказывал в интервью «Ко» в начале 2008-го сам Кузнецов. Позднее он был назначен гендиректором головной структуры корпорации «ПСК «Трансстрой», то есть фактически стал шефом всей компании. По мнению экспертов, в бывшем советском главке Дерипаске требовался свой человек, знающий его структуру. И именно такой фигурой стал Кузнецов, считавшийся до того момента человеком Брежнева.
«Крестовый поход» Дерипаски против «красных директоров» в «Трансстрое» участники рынка все чаще сравнивали с его работой над оптимизацией приобретенного в то же время «Главмосстроя». В итоге новому владельцу удалось изменить структуру управления бывшим главком, обеспечить компании новые площадки, правда в Петербурге, и даже анонсировать выход на IPO. А для руководства всей этой махиной была создана головная структура – «Главстрой». Однако успехи последнего в итоге вышли сомнительными: в кризис компания потеряла часть самых крупных площадок, а ее штаб-квартира оказалась под арестом. «Если сравнивать докризисные позиции «Главстроя» и «Трансстроя» с нынешними, то вывод будет не в пользу сегодняшнего дня. В первую очередь потому, что компании потеряли крупные заказы и площадки. Если же мы будем сравнивать работу этих ведомств с их деятельностью в советское время, то потеря доли рынка будет более существенной», – отмечает гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев. Впрочем, по словам эксперта, такое сравнение не совсем корректно, так как рынка в советское время не существовало, хотя «говорить о доле компании в общем количестве заказов все-таки можно».
За потерей потеря
Однако все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. С самим Иваном Кузнецовым «Ко» связаться не удалось, однако, как заявлял ранее топ-менеджер, никакой своей вины он не видит. Более того, экс-топ уверял журналистов, что разработанная фирмой «ИКЭМ» проектная документация по объекту в порту Усть-Луга позволила компании выиграть контракт общей стоимостью около 9 млрд руб. Опрошенные «Ко» эксперты называют Кузнецова «человеком от станка», фактически сделавшим карьеру на стройплощадках. Однако ему в последнее время крупно не везло. Например, ФАС отменила проведение конкурса по строительству в сочинском порту круизного центра, и «Трансстрой» лишился потенциального подряда на 9 млрд руб. Затем ГК «Олимпстрой» не допустила «Трансстрой» к участию в тендере на прокладку в Имеретинской долине коммунальных и инженерных сетей. Более того, глава Минрегиона Виктор Басаргин публично усомнился в способности «Трансстроя» участвовать в крупнейших инфраструктурных стройках Сочи. Та же ФАС оспорила еще ряд конкурсов на возведние части морского порта в Сочи. В частности, по данным антимонополистов, «Трансстрой» представил не весь пакет документов, и в результате другой участник конкурса – «48 УНР», принадлежащий Росимуществу, – незаконно проиграл. Стоимость подряда составляет около 3 млрд руб., при этом «Трансстрой» уже возвел первую очередь порта. Впрочем, далеко не во всех неудачах компании можно обвинить ее руководство. В частности, в конце 2009 г. самый сильный удар по репутации подрядчика нанес шторм, смывший практически всю конструкцию морского порта, возведенного «Трансстроем». Впрочем, компании удалось уже к апрелю 2010-го его восстановить. Однако ситуация привела к переносу сроков строительства части олимпийских объектов, и недовольство этим фактом выразил даже премьер-министр Владимир Путин. В свою очередь неудачи «Трансстроя» на олимпийских стройках некоторые участники рынка склонны связывать с неблагоприятным для Олега Дерипаски лобби в Минрегионразвития. Дело в том, что на посту главы ПСК «Трансстрой» Иван Кузнецов в марте 2009 г. сменил Юрия Рейльяна, сына Уго Рейльяна, одного из самых влиятельных людей в Сочи, в прошлом возглавлявшего местное ГАИ. После отставки Рейльян-мл. быстро трудоустроился и стал заместителем министра регионального развития. Не исключено, что на новом посту экс-глава «Трансстроя» не захотел содействовать бывшему работодателю.
Но как бы то ни было, пока ответственным за неудачи «Трансстроя» решено сделать Кузнецова. В результате совет директоров ПСК «Трансстрой» (головная структура корпорации «Трансстрой», созданная по инициативе Дерипаски) 6 сентября принял решение освободить Ивана Кузнецова от занимаемой должности. Его место получит Алексей Баранцев, одновременно являющийся главой «Главстрой-менеджмент» и руководящий всем строительным сектором «Базэла». «Речи о слиянии «Трансстроя» с «Главстроем» не идет. Организации продолжат работу в качестве самостоятельных юридических лиц в рамках строительного сектора «Базэла», – добавил Виталий Королев. Кроме того, по его словам, проверки в компаниях строительного сектора, входящих в «Базэл», продолжаются, и «если будут вскрыты новые факты хищений, то последуют не менее твердые решения, так как у акционера жесткая позиция по этому вопросу».
«Отжать» топа
С юридической точки зрения, уверяют участники рынка, все зависит от конкретной ситуации. По словам замруководителя юридического департамента «Сити-XXI век» Василия Шарапова, в первую очередь степень юридической защиты компании или ее топ-менеджера в каждом конкретном случае зависит от условий заключенного трудового контракта и иных ранее достигнутых юридических соглашений. «Немаловажную роль играют в таких конфликтах установленные в конкретной компании корпоративные процедуры принятия управленческих решений, в том числе необходимость проведения тендеров при расходовании крупных средств», – объясняет эксперт. В итоге, если топ действовал в соответствии с установленными в фирме процедурами принятия решений, он более защищен от претензий акционеров, чем в ином случае. К примеру, Иван Кузнецов утверждает, что всегда поступал в соответствии с уставом «Трансстроя». В любом случае, уверены участники рынка, его отставка имеет более глубокие причины. В последнее время, по словам экспертов, глава «Базэла» активно расставляет новых людей на «топовые» позиции в своих структурах. Например, одновременно стало известно и о назначении Алексея Баранцева главой «Трансстроя», и о том, что первым замом гендиректора авиакомпании Sky Express по экономике и финансам стал Алексей Зудин, ранее руководивший финансовым блоком авиационного сектора «Базэла». Одновременно с этим Зудин был назначен заместителем гендиректора в «Авиалиниях Кубани» (другая структура «Базэла»). А через неделю было озвучено еще одно кадровое решение: содиректор Magna Зигфрид Вольф занял кресло председателя совета директоров «Русских машин» (тоже актив Дерипаски). На новом месте, скорее всего, он займется поиском стратегических партнеров, в первую очередь для группы «ГАЗ». По словам управляющего директора «Century 21 Запад» Евгения Скоморовского, к началу кризиса «Базэл» аккумулировал множество активов, которые изначально считались для Олега Дерипаски непрофильными. «Многие ожидали, что в кризис «Базэл» начнет продавать активы, но тотальной распродажи не произошло, холдинг избавился только от некоторых компаний, а большую часть сохранил и даже сумел реструктурировать задолженность. Однако новые условия потребовали совсем иной команды. Кроме того, холдингу не удалось окончательно победить «красных директоров» в приобретенных компаниях и изменить методы ведения бизнеса», – говорит эксперт. Именно поэтому, по данным участников рынка, некоторые топ-менеджеры вроде Баранцева или Зудина будут совмещать сразу несколько должностей. Ради этой кадровой реформы Дерипаска публично наказывает своих менее успешных топов и стимулирует соратников, ведь впереди главная схватка ― за «Норникель», требующая максимальной финансовой собранности. Да и никому не захочется стать очередным Иваном Кузнецовым.