Top.Mail.Ru
архив

Чтобы деньги не мешали

О том, как создать крупный банковский бизнес с нуля, да еще и в период кризиса, "Ко" рассказала первый заместитель председателя правления банка "Международный финансовый клуб" (МФК) Оксана Лифар.

 Оксана Лифар стояла у истоков создания в России направления private banking. Десять лет назад никто не верил, что наши состоятельные соотечественники захотят хранить деньги не в Швейцарии, а инвестировать в свою страну, минуя офшорные государства. Но это не помешало Оксане Лифар в рамках Росбанка заняться повышением финансовой грамотности богатых россиян. Результат превзошел все ожидания: ей удалось создать эффективно работающее подразделение, под управлением которого находилось около $2 млрд. В 2009 году ей представилась возможность повторить это достижение в рамках банка "Международный финансовый клуб". Здесь Оксана Лифар развивает направление по работе с крупными корпоративными и состоятельными частными клиентами. Своей стратегической задачей в рамках этой кредитной организации она называет создание нового лидера на рынке private banking в России.
   
   - Банк МФК родился в самый разгар кризиса. Почему вы были так уверены, что запуск проекта пройдет успешно?
   - Генератором идей в данном случае был наш акционер (глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров. - "Ко"), который решил, что именно в разгар кризиса нужно создавать новый банк. Мне не оставалось ничего другого, как согласиться с его предложением. Работая с г-ном Прохоровым много лет, я привыкла верить в его прозорливость. Как правило, он не ошибается.
   
   - Как идея Михаила Прохорова нашла свое воплощение в виде МФК? В чем кризис способствовал реализации замысла и в чем мешал?
   - Когда мы вышли на рынок с новым проектом, потенциальные клиенты и партнеры понимали, что банк абсолютно чистый, без какой-либо долговой нагрузки. МФК не грозило формирование огромных сумм резервов и появление дыры в бюджете из-за списания значительных убытков, что, к сожалению, продемонстрировали другие кредитные организации во время кризиса. Таким образом, позиции нашего банка были очень устойчивыми, а это в период финансовой нестабильности стало неоспоримым конкурентным преимуществом. Но, несмотря на все плюсы, рынок в то время был очень непростым, его ликвидность снижалась, у потенциальных клиентов остались весьма ограниченные суммы свободных средств, которые можно было бы отдавать в управление, не говоря уже о том, что люди попросту боялись осуществлять какие-либо вложения.
   В этом смысле негативное влияние кризиса сказалось и на нашем банке. Были факторы, которые сложно однозначно оценить с точки зрения положительного или отрицательного влияния на становление бизнеса. Например, бюджет, выделяемый на start up. В условиях роста чаще всего он безграничен. А вот во время кризиса всегда приходится работать в режиме строгой экономии. С одной стороны, это сложно, но с другой - ты более рационально используешь выделенные ресурсы, а значит, более четко и логично выстраиваешь бизнес.
   - Кто были первые клиенты МФК?
   - Ни для кого не секрет, что костяк топ-менеджмента МФК - это выходцы из Росбанка. Поэтому часть крупных клиентов, которых с Росбанком связывал не только бренд, но и личностные отношения и продолжительный опыт работы с конкретными менеджерами, теперь сотрудничает с нами. Они пришли в МФК вслед за той командой управленцев, которой они всегда доверяли. Но у нас появились и совершенно новые партнеры, с ними ни мы, ни группа "Онэксим" раньше никак не были связаны бизнесом. То есть появились "некэптивные" клиенты, если можно так сказать, "со стороны", но с хорошей репутацией.
   
   - Ключевым направлением деятельности банка МФК является private banking. В свое время Вы фактически начинали его в России с нуля. Что вы в первую очередь вкладываете в понятие private banking?
   - Словосочетание private banker переводится буквально как "личный банкир". Есть понятия "личный доктор", "личный адвокат", и в этом смысле "личный банкир" - это тот, кому клиент доверяет на 100%, причем, скорее, речь идет о стиле жизни, чем о финансах. Поэтому под private banking я в первую очередь понимаю обслуживание стиля жизни состоятельного клиента. Мы должны сделать все необходимое, чтобы солидное финансовое состояние помогало, а не мешало клиенту "жить полной жизнью".
   
   - Трудно ли вам было в самом начале, 10 лет назад, когда направление private banking только начинало развиваться в России, "прививать" нашим богатым согражданам финансовую культуру?
   - Конечно, сложно. Тогда практически никто не верил, что наши состоятельные граждане будут не выводить деньги из страны, как в 90-е, а, напротив, вкладывать. Тем не менее к моменту моего ухода из Росбанка под нашим управлением было порядка $2 млрд оншорных денежных средств. И это не считая таких активов, как недвижимость, доли в уставных капиталах и т.д. Если суммировать, то цифра была бы намного больше. Что касается финансовой культуры, то она сильно коррелирует с дисциплиной налоговой. В 90-е считалось, что платить налоги - это чуть ли не дурной тон. Сейчас мы наблюдаем диаметрально противоположную ситуацию: состоятельные люди стремятся проводить сделки с активами таким образом, чтобы иметь хорошую налоговую историю, чтобы не было претензий со стороны фискальных органов. Наши клиенты сейчас прекрасно понимают, что с задекларированными доходами намного легче жить. Поверьте, в 2001 - 2004 гг. такие вещи приходилось настойчиво вкладывать в головы!
   - В чем отличие private banking МФК от аналогичных проектов других кредитных организаций??
   - Отличие, прежде всего, в том, что при подборе тех или иных финансовых продуктов и их продаже клиенту мы пошли по пути "открытой архитектуры". В России традиционно банки, предлагающие услуги private banking, стремятся реализовывать в первую очередь свои собственные продукты и продукты компаний, которые входят в единый с конкретным банком холдинг. Возьмем для примера Росбанк. Мы продавали состоятельным частным клиентам расчетно-кассовое обслуживание, собственные карточные продукты, депозиты, векселя и многое другое. Поскольку мы принимали самое непосредственное участие в формировании этих продуктов, то определенно могли влиять и на их качество. А вот услуги индивидуального доверительного управления и паевые инвестиционные фонды реализовывала УК Росбанка, то есть отдельное юридическое лицо с другим руководством, требованиями и т. п., зато с теми же акционерами. Я думаю, что коллеги меня очень хорошо поймут, когда скажу, что требовать качества от "своих" в условиях запрета на конкуренцию значительно сложнее, чем от "чужих" в условиях, когда у тебя есть право выбора.
   С одной стороны, акционеров понять можно: раз есть своя управляющая компания, надо продавать ее продукты, а не помогать конкурентам. Но, с другой, в бизнесе private banking нужно в первую очередь исходить из потребностей клиента и желания предоставить ему действительно первоклассный сервис. На рынке довольно много интересных премиумных продуктов, что-то очень хорошо делают иностранные коллеги, что-то - российские. Наша задача - сделать правильную индивидуальную компоновку услуг. Тогда клиент будет удовлетворен нашей работой.
   - Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги работы с момента создания МФК?
   - Мы полностью отстроили внутреннюю структуру банка, закончили формирование системы взаимоотношений с нашими партнерами и получили полное понимание той продуктовой линейки, которая востребована у наших клиентов.
   - Какие тренды на рынке услуг private banking сейчас существуют?
   - Предпочтения клиентов сектора private banking постоянно меняются, как, собственно, и ситуация на тех рынках, где у них есть интересы. Для примера: некоторое время назад весьма популярной была тема инвестирования в недвижимость. Эта тенденция абсолютно понятна, ведь данный сегмент демонстрировал поистине феноменальные темпы роста, в том числе и цен. Однако с приходом кризиса интерес к данному направлению ослабел. В то же время вырос спрос на инструменты, где гарантируется сохранность первоначального взноса вне зависимости от ситуации на рынке. Следует отметить, что сейчас вкус к риску постепенно возвращается, не исключено, что в скором времени "оживет", в том числе и направление инвестирования в недвижимость.
   
   - Что МФК намерен предложить своим клиентам в ближайшее время?
   - В текущем году мы начнем операции с драгметаллами. Как раз сейчас ожидаем получения лицензии на право работы с ними. Соответственно, станем открывать депозиты, привязанные к котировкам на рынке драгметаллов, а также осуществлять металлический трейдинг. В планах определено развитие сотрудничества с рядом наших партнеров, а также установление отношений с новыми, вместе с которыми мы намерены предложить консалтинговые услуги в сфере наследования, передачи капиталов, организации трастов и т. п. Спрос на такого рода услуги сейчас возрос многократно. Еще одно интересное направление - это правильное структурирование владения состояниями. Я это связываю с изменениями на международных рынках, с поменявшимся отношением к происхождению капиталов, к прозрачности владения бизнесом, к банковской тайне в конце концов. Особенно такие вопросы "чувствительны" при проведении сделок, связанных с укрупнением бизнеса за счет зарубежных активов. Где-то недоглядел какую-то мелочь в местном законодательстве, а потом регулирующие органы разрешение на сделку могут не дать. Или проблемы с антимонопольным законодательством, например в США, получишь. Это уже совсем неприятно!
   - Если взглянуть на рейтинг деловых женщин журнала "Компания", то становится очевидным, что год от года представительниц прекрасного пола в бизнесе становится все больше, причем на руководящих должностях. Какими качествами нужно обладать женщине, чтобы сделать успешную карьеру в жестких условиях российского бизнеса?
   - Я считаю, что в первую очередь нужно вести себя адекватно. Принято считать, что деловая женщина должна быть обязательно истеричной, и при этом в ней должно превалировать мужское начало. Не нужно играть какие-то роли или надевать на себя маски, особенно если они тебе не идут. Надо просто нормально жить, ведь работа, пусть и на весьма ответственном посту, - это часть твоей жизни.
   
   - Помогает ли вам в работе женская интуиция?
   - Женская интуиция, как говорят ученые, это не что иное, как способность анализировать детали. Женский взгляд, если можно так сказать, более избирательный и ловит те мелочи, которые мужчины, как правило, не замечают. Наверное, да, помогает.
   
   - Есть ли направления, где женщина может быть более эффективной в работе, чем мужчина?
   - Скорее всего, это банковский и финансовый бизнес. Причем который не связан с большими краткосрочными рисками. В брокерских и инвесткомпаниях женщинам все-таки очень тяжело из-за чрезмерного нервного напряжения. А вот бизнес, требующий тщательности, человеческих отношений, когда на переговорах нужно ловить нюансы взгляда клиента, его жестов, женщинам удается получше.
   
   - Как вам удается сочетать работу на столь ответственной должности и семью?
   - Я как-то уже привыкла все успевать. Да и мои близкие понимают, что я не могу жить по-другому.
   

   РЕЗЮМЕ ОКСАНЫ ЛИФАР
   ОБРАЗОВАНИЕ:
   В 1991 г. с отличием окончила Московский институт стали и сплавов по специальности "Экономика и организация металлургической промышленности"
   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ:
   1990 г.: СП "Совамтест", стажер-экономист и экономист
   1991 - 1992 гг.: московский филиал СП "Глобалтест Лтд", главный менеджер, главный бухгалтер
   1993 - 1995 гг. : КБ "Российский кредит", начальник экономического отдела, заместитель начальника управления по обслуживанию крупных клиентов, управляющий отделением private banking, начальник Управления по развитию банковских услуг
   1995 - 2000 гг.: Онэксим-банк, заместитель, а затем начальник управления клиентских отношений
   2000 - 2008 гг: заместитель председателя правления Росбанка В феврале 2009-го назначена на должность первого заместителя председателя правления банка "Международный финансовый клуб"
   Замужем, имеет двоих сыновей
   УВЛЕЧЕНИЯ: путешествия