Чтобы деньги не мешали
О том, как создать крупный банковский бизнес с нуля, да еще и в
период кризиса, "Ко" рассказала первый заместитель председателя правления банка
"Международный финансовый клуб" (МФК) Оксана Лифар.
Оксана Лифар стояла у истоков создания в России направления private banking.
Десять лет назад никто не верил, что наши состоятельные соотечественники захотят
хранить деньги не в Швейцарии, а инвестировать в свою страну, минуя офшорные
государства. Но это не помешало Оксане Лифар в рамках Росбанка заняться
повышением финансовой грамотности богатых россиян. Результат превзошел все
ожидания: ей удалось создать эффективно работающее подразделение, под
управлением которого находилось около $2 млрд. В 2009 году ей представилась
возможность повторить это достижение в рамках банка "Международный финансовый
клуб". Здесь Оксана Лифар развивает направление по работе с крупными
корпоративными и состоятельными частными клиентами. Своей стратегической задачей
в рамках этой кредитной организации она называет создание нового лидера на рынке
private banking в России.
- Банк МФК родился в самый разгар
кризиса. Почему вы были так уверены, что запуск проекта пройдет успешно?
- Генератором идей в данном случае был наш акционер (глава группы
"Онэксим" Михаил Прохоров. - "Ко"), который решил, что именно в разгар кризиса
нужно создавать новый банк. Мне не оставалось ничего другого, как согласиться с
его предложением. Работая с г-ном Прохоровым много лет, я привыкла верить в его
прозорливость. Как правило, он не ошибается.
- Как идея Михаила
Прохорова нашла свое воплощение в виде МФК? В чем кризис способствовал
реализации замысла и в чем мешал?
- Когда мы вышли на рынок с новым
проектом, потенциальные клиенты и партнеры понимали, что банк абсолютно чистый,
без какой-либо долговой нагрузки. МФК не грозило формирование огромных сумм
резервов и появление дыры в бюджете из-за списания значительных убытков, что, к
сожалению, продемонстрировали другие кредитные организации во время кризиса.
Таким образом, позиции нашего банка были очень устойчивыми, а это в период
финансовой нестабильности стало неоспоримым конкурентным преимуществом. Но,
несмотря на все плюсы, рынок в то время был очень непростым, его ликвидность
снижалась, у потенциальных клиентов остались весьма ограниченные суммы свободных
средств, которые можно было бы отдавать в управление, не говоря уже о том, что
люди попросту боялись осуществлять какие-либо вложения.
В этом смысле
негативное влияние кризиса сказалось и на нашем банке. Были факторы, которые
сложно однозначно оценить с точки зрения положительного или отрицательного
влияния на становление бизнеса. Например, бюджет, выделяемый на start up. В
условиях роста чаще всего он безграничен. А вот во время кризиса всегда
приходится работать в режиме строгой экономии. С одной стороны, это сложно, но с
другой - ты более рационально используешь выделенные ресурсы, а значит, более
четко и логично выстраиваешь бизнес.
- Кто были первые клиенты МФК?
- Ни для кого не секрет, что костяк топ-менеджмента МФК - это выходцы из
Росбанка. Поэтому часть крупных клиентов, которых с Росбанком связывал не только
бренд, но и личностные отношения и продолжительный опыт работы с конкретными
менеджерами, теперь сотрудничает с нами. Они пришли в МФК вслед за той командой
управленцев, которой они всегда доверяли. Но у нас появились и совершенно новые
партнеры, с ними ни мы, ни группа "Онэксим" раньше никак не были связаны
бизнесом. То есть появились "некэптивные" клиенты, если можно так сказать, "со
стороны", но с хорошей репутацией.
- Ключевым направлением
деятельности банка МФК является private banking. В свое время Вы фактически
начинали его в России с нуля. Что вы в первую очередь вкладываете в понятие
private banking?
- Словосочетание private banker переводится буквально как
"личный банкир". Есть понятия "личный доктор", "личный адвокат", и в этом смысле
"личный банкир" - это тот, кому клиент доверяет на 100%, причем, скорее, речь
идет о стиле жизни, чем о финансах. Поэтому под private banking я в первую
очередь понимаю обслуживание стиля жизни состоятельного клиента. Мы должны
сделать все необходимое, чтобы солидное финансовое состояние помогало, а не
мешало клиенту "жить полной жизнью".
- Трудно ли вам было в самом
начале, 10 лет назад, когда направление private banking только начинало
развиваться в России, "прививать" нашим богатым согражданам финансовую культуру?
- Конечно, сложно. Тогда практически никто не верил, что наши
состоятельные граждане будут не выводить деньги из страны, как в 90-е, а,
напротив, вкладывать. Тем не менее к моменту моего ухода из Росбанка под нашим
управлением было порядка $2 млрд оншорных денежных средств. И это не считая
таких активов, как недвижимость, доли в уставных капиталах и т.д. Если
суммировать, то цифра была бы намного больше. Что касается финансовой культуры,
то она сильно коррелирует с дисциплиной налоговой. В 90-е считалось, что платить
налоги - это чуть ли не дурной тон. Сейчас мы наблюдаем диаметрально
противоположную ситуацию: состоятельные люди стремятся проводить сделки с
активами таким образом, чтобы иметь хорошую налоговую историю, чтобы не было
претензий со стороны фискальных органов. Наши клиенты сейчас прекрасно понимают,
что с задекларированными доходами намного легче жить. Поверьте, в 2001 - 2004
гг. такие вещи приходилось настойчиво вкладывать в головы!
- В чем
отличие private banking МФК от аналогичных проектов других кредитных
организаций??
- Отличие, прежде всего, в том, что при подборе тех или
иных финансовых продуктов и их продаже клиенту мы пошли по пути "открытой
архитектуры". В России традиционно банки, предлагающие услуги private banking,
стремятся реализовывать в первую очередь свои собственные продукты и продукты
компаний, которые входят в единый с конкретным банком холдинг. Возьмем для
примера Росбанк. Мы продавали состоятельным частным клиентам расчетно-кассовое
обслуживание, собственные карточные продукты, депозиты, векселя и многое другое.
Поскольку мы принимали самое непосредственное участие в формировании этих
продуктов, то определенно могли влиять и на их качество. А вот услуги
индивидуального доверительного управления и паевые инвестиционные фонды
реализовывала УК Росбанка, то есть отдельное юридическое лицо с другим
руководством, требованиями и т. п., зато с теми же акционерами. Я думаю, что
коллеги меня очень хорошо поймут, когда скажу, что требовать качества от "своих"
в условиях запрета на конкуренцию значительно сложнее, чем от "чужих" в
условиях, когда у тебя есть право выбора.
С одной стороны, акционеров
понять можно: раз есть своя управляющая компания, надо продавать ее продукты, а
не помогать конкурентам. Но, с другой, в бизнесе private banking нужно в первую
очередь исходить из потребностей клиента и желания предоставить ему
действительно первоклассный сервис. На рынке довольно много интересных
премиумных продуктов, что-то очень хорошо делают иностранные коллеги, что-то -
российские. Наша задача - сделать правильную индивидуальную компоновку услуг.
Тогда клиент будет удовлетворен нашей работой.
- Можно ли подвести
какие-то промежуточные итоги работы с момента создания МФК?
- Мы
полностью отстроили внутреннюю структуру банка, закончили формирование системы
взаимоотношений с нашими партнерами и получили полное понимание той продуктовой
линейки, которая востребована у наших клиентов.
- Какие тренды на рынке
услуг private banking сейчас существуют?
- Предпочтения клиентов сектора
private banking постоянно меняются, как, собственно, и ситуация на тех рынках,
где у них есть интересы. Для примера: некоторое время назад весьма популярной
была тема инвестирования в недвижимость. Эта тенденция абсолютно понятна, ведь
данный сегмент демонстрировал поистине феноменальные темпы роста, в том числе и
цен. Однако с приходом кризиса интерес к данному направлению ослабел. В то же
время вырос спрос на инструменты, где гарантируется сохранность первоначального
взноса вне зависимости от ситуации на рынке. Следует отметить, что сейчас вкус к
риску постепенно возвращается, не исключено, что в скором времени "оживет", в
том числе и направление инвестирования в недвижимость.
- Что МФК
намерен предложить своим клиентам в ближайшее время?
- В текущем году мы
начнем операции с драгметаллами. Как раз сейчас ожидаем получения лицензии на
право работы с ними. Соответственно, станем открывать депозиты, привязанные к
котировкам на рынке драгметаллов, а также осуществлять металлический трейдинг. В
планах определено развитие сотрудничества с рядом наших партнеров, а также
установление отношений с новыми, вместе с которыми мы намерены предложить
консалтинговые услуги в сфере наследования, передачи капиталов, организации
трастов и т. п. Спрос на такого рода услуги сейчас возрос многократно. Еще одно
интересное направление - это правильное структурирование владения состояниями. Я
это связываю с изменениями на международных рынках, с поменявшимся отношением к
происхождению капиталов, к прозрачности владения бизнесом, к банковской тайне в
конце концов. Особенно такие вопросы "чувствительны" при проведении сделок,
связанных с укрупнением бизнеса за счет зарубежных активов. Где-то недоглядел
какую-то мелочь в местном законодательстве, а потом регулирующие органы
разрешение на сделку могут не дать. Или проблемы с антимонопольным
законодательством, например в США, получишь. Это уже совсем неприятно!
-
Если взглянуть на рейтинг деловых женщин журнала "Компания", то становится
очевидным, что год от года представительниц прекрасного пола в бизнесе
становится все больше, причем на руководящих должностях. Какими качествами нужно
обладать женщине, чтобы сделать успешную карьеру в жестких условиях российского
бизнеса?
- Я считаю, что в первую очередь нужно вести себя адекватно.
Принято считать, что деловая женщина должна быть обязательно истеричной, и при
этом в ней должно превалировать мужское начало. Не нужно играть какие-то роли
или надевать на себя маски, особенно если они тебе не идут. Надо просто
нормально жить, ведь работа, пусть и на весьма ответственном посту, - это часть
твоей жизни.
- Помогает ли вам в работе женская интуиция?
-
Женская интуиция, как говорят ученые, это не что иное, как способность
анализировать детали. Женский взгляд, если можно так сказать, более
избирательный и ловит те мелочи, которые мужчины, как правило, не замечают.
Наверное, да, помогает.
- Есть ли направления, где женщина может
быть более эффективной в работе, чем мужчина?
- Скорее всего, это
банковский и финансовый бизнес. Причем который не связан с большими
краткосрочными рисками. В брокерских и инвесткомпаниях женщинам все-таки очень
тяжело из-за чрезмерного нервного напряжения. А вот бизнес, требующий
тщательности, человеческих отношений, когда на переговорах нужно ловить нюансы
взгляда клиента, его жестов, женщинам удается получше.
- Как вам
удается сочетать работу на столь ответственной должности и семью?
- Я
как-то уже привыкла все успевать. Да и мои близкие понимают, что я не могу жить
по-другому.
РЕЗЮМЕ ОКСАНЫ ЛИФАР ОБРАЗОВАНИЕ: В 1991 г. с отличием окончила Московский институт стали и сплавов по специальности "Экономика и организация металлургической промышленности" ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: 1990 г.: СП "Совамтест", стажер-экономист и экономист 1991 - 1992 гг.: московский филиал СП "Глобалтест Лтд", главный менеджер, главный бухгалтер 1993 - 1995 гг. : КБ "Российский кредит", начальник экономического отдела, заместитель начальника управления по обслуживанию крупных клиентов, управляющий отделением private banking, начальник Управления по развитию банковских услуг 1995 - 2000 гг.: Онэксим-банк, заместитель, а затем начальник управления клиентских отношений 2000 - 2008 гг: заместитель председателя правления Росбанка В феврале 2009-го назначена на должность первого заместителя председателя правления банка "Международный финансовый клуб" Замужем, имеет двоих сыновей УВЛЕЧЕНИЯ: путешествия |