«Чтобы оценить российское вино, надо иметь возможность попробовать другое»
С прилавков магазинов постепенно исчезает импортный алкоголь: продавать его стало дорого, а доставлять тяжело. Как виноделы справляются с вызовом импортозамещения и ждать ли россиянам повышения цен на вино, «Компании» рассказал президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
— На данный момент отрасль не готова к полному импортозамещению: российские виноделы покрывают около 50% винного рынка. Главный компонент, которого не хватает, — виноград. Виноделы не волшебники и могут произвести столько вина, сколько выращено винограда. Надо удвоить или даже утроить темпы высадки винограда, но российские саженцы, которые не самые дешевые и иногда уступают по качеству импортным аналогам, покрывают только 50% запросов рынка. Понятно, что без промежуточной фазы импорта саженцев нам не обойтись. Он возможен. Во-первых, покупать их нам никто не запрещает, хотя есть нюансы по субсидированию процесса и по логистике. Во-вторых, есть еще дружественные страны, которые производят саженцы, например Сербия.
Не будем отрицать очевидные сложности с ремонтом оборудования: сельхозтехника для виноградарей никогда не производилась в России, и мгновенно тот же «Ростсельмаш» не запустит создание очень специфичных машин. Думаю, что большие хозяйства отработают этот, а может, и следующий урожай на том, что у них есть, а дальше придется что-то решать.
Полностью импортный «ингредиент» — это пробка. Здесь виноделы ищут пути решения вопроса. Важно подчеркнуть, что поставщики не отказываются выполнять контракты, но это невозможно из-за логистических проблем, и стоимость этого компонента, с учетом того что он оплачивается в валюте, возрастает.
В целом мы столкнемся с повышением стоимости не только комплектующих, но и самого винограда, который чувствителен к региональным и федеральным программам субсидий, доступности и стоимости земли и иных материалов, в том числе удобрений и пестицидов, а они импортные. Но подчеркну, что никакого радикального повышения цен, как это сделали другие игроки FMCG, «Абрау-Дюрсо» не планирует.
— О полном импортозамещении говорить можно только в теории. На практике его никогда не будет, да и зачем? Хотя бы для того, чтобы оценить российское вино, надо иметь возможность попробовать другое. Главный вызов — увеличение площади виноградников, на это виноделам понадобится десятилетие.
Наш собственный ответ на постоянный дефицит сырьевой базы — высадка в прошлом году 116 гектаров виноградников, в этом году планируем увеличить площади еще на 471 гектар, как на терруаре Абрау-Дюрсо, так и на приобретенных в прошлом году землях винодельни «Юбилейная» на Таманском полуострове.
— Покупка существующих виноградников — приоритетная инвестиция для нас. Конечно, по-бытовому нам удобнее расширять виноградники близ своего хозяйства, но их осталось совсем немного.
В последние годы стал заметен потенциал более северной высадки винограда: Самара становится винодельческим регионом, первые результаты получены в Белгороде. Но предсказать, как себя поведет климат в дальнейшем, очень сложно. Если без экстрима, то остаются Волгоград и Ростов-на-Дону, где, помимо входящей в группу «Абрау-Дюрсо» «Винодельни Ведерниковъ», работает уже около 30 хороших виноделен.
— Поскольку мы находимся в начальной стадии развития этого направления, оно не сильно влияет на совокупную прибыль. Конечно, сложности есть. Первая состоит в том, что зарубежные вина, особенно премиального сегмента, сильно вылетели по цене из комфортной зоны потребителя. Вторая связана с откровенными логистическими проблемами. Поэтому мы не ожидаем, что эти продукты будут сильно участвовать в нашей прибыли. Однако, благодаря тому, что темпы продаж нашей собственной продукции растут, большой проблемы в этом нет.
— По итогам 2021 года в 2,5 раза увеличился объем продаж безалкогольной продукции — бутилированной воды (рост на 157% к прошлому году), напитка Abrau Junior (рост — на 71%). Глядя на эти результаты, стремимся расширять это направление. Почти готова первая партия слабоалкогольных напитков в категории ready-to-drink в алюминиевой банке, в активной фазе — разработка лимонадов и энергетиков. Опережающий рост показывают премиальные линейки игристых вин — Imperial и Victor Dravigny.
Так что у нас два драйвера роста — безалкогольные напитки и премиальные классические игристые вина.
В конце этого года сможем оценить эффективность новых направлений, в том числе производства масла из виноградной косточки, которая ранее была отходом производства. Пока продали 50 тысяч бутылочек и понимаем, что продукт интересен и нам, и рынку.
— По обязательствам перед Минэком Азербайджана в этом году мы должны инвестировать в «Шеки Шараб» 2,3 млн евро. По нашим стандартам реновации виноделен это не так много, и фактические вложения будут даже больше. Например, за периметром краткосрочных обязательств осталось развитие сырьевой базы, а у нас есть амбиции высадить здесь не менее 500 гектаров премиальных сортов. Пока возможности для этого имеются, в округе есть незанятые участки и совхозы.
Мы хотим превратить винодельню «Шеки Шараб» в площадку для производства премиальных вин. Подчеркну, что Азербайджан очень богат на автохтонные сорта, среди которых «мадраса» и «баяншира» — мы в них поверили уже после первых экспериментов.
Кроме того, сюда можно перенести часть наших бюджетных линеек тихих вин, которые не привязаны к терруару Абрау-Дюрсо, чтобы сделать продукцию более доступной. С учетом отсутствия пошлин между Россией и Азербайджаном это выгодно.
Производственная мощность «Шеки Шараб» — 2,6 млн бутылок в год. Часть вина планируем экспортировать в Турцию, преимущественно в туристический кластер, но пока сложно прогнозировать объемы.
— Планы есть, но сейчас они корректируются. Мы сильно прибавили в прошлом году по экспорту: продали 2 млн бутылок. В совокупных объемах это не очень значительная сумма, но даже для крупного европейского производителя экспорт 2 млн бутылок — это неплохо. На данный момент многие каналы для нас закрыты из-за логистических проблем. Отгрузки продолжаются только в соседние страны: Казахстан, Узбекистан, Белоруссию. В Китае реализовали практически все, что было в нашем шанхайском торговом доме, и пока не понимаем, как значимые объемы доставить до КНР. Аналогичная ситуация с рынком Израиля. Надеюсь, что это проблема нескольких месяцев. Наверное, будут трудности на европейском рынке, но наши продажи там незначительны.