Чубайс и другие кулибины


NanoPad

В середине августа глава " Роснано "  Анатолий Чубайс  продемонстрировал будущее российских школ - планшетный компьютер отечественного производства, который должен уже в скором времени заменить портфель с учебниками. Вот только цена данного устройства и общий объем инвестиций в реализацию проекта заставили экспертов задуматься: а нужен ли вообще нашему школьнику NanoPad?

Сейчас мало кто помнит, что первым проектом, утвержденным госкорпорацией "Роснано" в 2008 г., после того как ее возглавил Анатолий Чубайс, было производство линз с использованием нанотехнологий. Изначально предполагалось, что внедрение новшества в промышленное производство начнется в 2010 г. Однако оказалось, что на сегодняшний день даже не начато финансирование этого проекта. Между тем Анатолий Борисович продолжает демонстрировать бурную деятельность. Недавно он вновь подтвердил намерение довести общий объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли до 900 млрд руб. к 2015 г. Помочь ему в расходовании бюджетных средств должен новый амбициозный проект, представленный премьер-министру Владимиру Путину и сразу же получивший название "русский iPad". Правда, как оказалось, он имеет мало общего с продукцией известного мирового производителя. Прототип от "Роснано" выполнен на пластиковой основе, а не на кремниевой. "Эта технология дает травмобезопасность, он легче, тут нет стекла, даже на экране. Даже если школьники решат подраться друг с другом с помощью компьютера, он абсолютно травмобезопасен", - пояснил Анатолий Чубайс. Вот только драться этим устройством, равно как и покупать его, родители подавляющего большинства школьников вряд ли захотят, учитывая ориентировочную цену в 12 000 руб. за планшет. "Эта цена является высокой, если сравнивать ее с ценой на продукцию фирм Samsung, Asus, Acer, у которых планшетные компьютеры технически лучше оснащены и не намного дороже. Если же сравнивать дешевые планшетные компьютеры, то индийские производители уже выпустили устройства за $200 и анонсировали устройство за $99, - отмечает руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов. - Более разумно закупать подобные планшетные компьютеры, нежели строить заводы в России и производить неконкурентный товар". "Я не слишком верю в возможность производства подобных устройств в России, тем более что цена на них явно будет по карману только госзаказчикам. Идея же по оснащению школьников подобными устройствами вообще сомнительна. Значительно проще на те же 12 000 руб. закупить для школьников два-три нетбука, на которых им будет удобнее учиться", - соглашается Станислав Емельянов. Павел Геннель еще более категоричен в своих оценках и называет представленный "Роснано" проект не более чем пиар-ходом госкорпорации и ее главы, стремящихся освоить выделенный бюджет.


"Жигули" от АФК

Год назад глава АФК "Система" Владимир Евтушенков рассказывал Владимиру Путину, что уже весной 2011 г. каждый желающий сможет приобрести в магазине отечественный аналог iPhone 4. Но с означенного срока прошло уже полгода, а "российский iPhone" на прилавках так и не появился, если, конечно, не считать жалкой пародии на продукцию Apple под названием "МТС 945 ГЛОНАСС".

В декабре 2010-го председатель совета директоров АФК "Система" господин Евтушенков продемонстрировал премьер-министру Владимиру Путину прототип российского смартфона, который, как утверждал разработчик, ничем не уступает iPhone 4. Партия в 500 000 штук по цене 10 990 руб., что примерно в три раза дешевле аналога от Apple, должна была появиться в магазинах уже в марте текущего года. Но, как выяснилось, сенсация была дутой: телефон оказался вовсе не российского, а китайского производства, с украинскими чипами, да и в продажу в озвученные сроки так и не поступил. "На презентации могла быть представлена "железка для брендирования" одного из китайских производителей. Российского iPhone никогда не будет по двум причинам: первая - он уже есть (американский), и его в России уже достаточно много; вторая - iPhone может придумать только "цифровой человек", - говорит директор департамента стратегического маркетинга и коммуникаций "Allianz РОСНО Управление активами" Анатолий Мешков. Учитывая, что Стива Джобса на работу в "Систему" не приглашали, холдинг в лучшем случае может сделать обычный смартфон, лишь отдельными функциями напоминающий "яблочную" продукцию. Ни о какой конкуренции с американским производителем не то что на мировом, а даже на нашем внутреннем рынке рассуждать не приходится. "Создание в России аналога iPhone действительно маловероятно и в силу отсутствия необходимых технологий, и в силу его крайне высокой стоимости в локальном производстве, - соглашается Станислав Емельянов. - Скорее всего, проведенная демонстрация была частью попытки производителя получить очередной "кусок" господдержки, в том числе и "на дальнейшую разработку" чудо-агрегата". "Вероятность производства его в России практически нулевая, так как даже сборочных производств нужного класса у нас нет, а стоимость производства сделает такой продукт совершенно неконкурентоспособным, - подтверждает Павел Геннель. - Шумиха же вокруг этого устройства является не более чем попыткой показать населению, что Россия до сих пор способна если не сделать что-то новое, то хотя бы его скопировать". Но справедливости ради необходимо признать, что модель под названием "МТС 945 ГЛОНАСС" все же поступила в продажу, но она явно недотягивает до звания конкурента iPhone 4. "Наш ответ iPhone?! Производители, вы это серьезно? - негодует на одном из форумов пользователь под ником Перов Сергей. - Подержал телефон в руках. Спутник ловит медленно. На прикосновения реагирует с тормозами. Камера никакая. У меня сложилось такое впечатление, что этот телефон собирали те же, кто собирает "Жигули".


Строгий ошейник ГЛОНАСС

Российская навигационная система "ГЛОНАСС" должна была заработать в полную силу уже в начале текущего года. На эту программу тратятся колоссальные бюджетные средства, но запускаемые спутники падают, а многие из тех, кто пользуется GPS, даже не слышали о том, что у РФ имеется своя собственная система. Привить "патриотизм" чиновники намерены путем повышения таможенных пошлин на продукцию конкурентов.

В 2008 г. вице-премьер Сергей Иванов преподнес лабрадору Владимира Путина Кони давно обещанный подарок - ошейник с навигационной системой "ГЛОНАСС". "Должен сказать, что я несколько перебрал сроки. Я еще этим летом обещал подарить ошейник для Кони, - извинялся Иванов перед хозяином собаки. - Справедливости ради надо сказать, что он был готов. У нас просто не было возможности встретиться вместе с вами и Кони и вручить этот подарок". Действительно, сроки были "немного отодвинуты", ведь еще за год до этого господин Иванов обещал, что ошейники для собак и кошек начнут производить и предлагать коммерческим потребителям с лета 2008-го. Одновременно с продукцией для четвероногих питомцев в магазины должны были поступить сотовые телефоны и карманные компьютеры, оснащенные чипами ГЛОНАСС. На дворе 2011 г., то есть, по версии вице-премьера, продажи устройств с интегрированной системой "ГЛОНАСС" должны уже бить все рекорды. Но, как говорится, обещанного три года ждут, тем более что подвел Роскосмос. Напомним, что в конце прошлого года из-за ошибок (в баки залили 1,5 тонны лишнего топлива) на расчетную орбиту не вышли три космических аппарата "ГЛОНАСС-М". Сейчас на орбите 23 спутника, а для начала полноценной работы необходим еще один, запуск которого намечен на конец сентября. Но даже тогда говорить о реальной конкуренции с GPS будет крайне сложно. "Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки "ГЛОНАСС", она может стать первой и главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и технологии во многие страны", - отмечает Алексей Матросов. Но эксперты рассуждают о ГЛОНАСС лишь как об альтернативе GPS, чтобы конкурировать с американской системой, нужно сделать проект коммерчески успешным, и колоссальные бюджетные вливания, уже выделенные на него (102 млрд руб. за 9 лет), тут не помогут. "Есть вероятность, что основной потребитель будет больше склоняться к GPS из-за того, что принципиальной разницы между системами нет, а GPS уже известна и разрекламирована. Также в данный момент GPS работает лучше, чем ГЛОНАСС, если объективно сравнивать количество работающих спутников. Поэтому ожидать, что ГЛОНАСС будет составлять серьезную конкуренцию GPS, на данном этапе не следует", - констатирует Алексей Матросов. Привить потребителям "любовь" к отечественной системе можно исключительно директивными методами. Вице-премьер Сергей Иванов уже заявил, что импортную продукцию с чипами GPS необходимо обложить дополнительной пошлиной в 25% от стоимости. Кроме того, со следующего года всех российских автопроизводителей, включая сборочные производства иностранных марок, обяжут комплектовать машины с GPS еще и модулями ГЛОНАСС.


Оцифрованный бюджет

Уже через три года Россия планирует полностью отказаться от аналогового телевидения - все вещание будет переведено в цифровой формат. Это влетит в копеечку не только бюджету, финансирующему запуск вечно падающих спутников, но и рядовым потребителям, которых заставят покупать специальные декодеры.

Потеря спутника "Экспресс-АМ4", запущенного 18 августа текущего года, ставит под угрозу выполнение в установленные сроки планов по обеспечению цифровым телевизионным вещанием 19 регионов нашей страны, сообщили в пресс-службы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). В то же время пресс-секретарь главы Минкомсвязи РФ Елена Лашкина заявила, что сроки перехода РФ на цифровое телерадиовещание, намеченного на 2015 г., из-за возможной утраты спутника "Экспресс-АМ4" переноситься не будут. Напомним, что на переход эфирного вещания в "цифру" только из бюджета выделено 120 млрд руб. Более того, премьер-министр Владимир Путин даже назначил "ответственного" за переход телевидения на цифровой формат вещания - им стал замминистра связи Алексей Малинин. Однако основной проблемой запуска цифрового вещания эксперты считают вовсе не потерю спутников из-за очередных просчетов Роскосмоса, а отсутствие в проекте коммерческой составляющей. "Население пока не готово оплачивать качественную телевизионную картинку, так как не позволяют доходы, а также наличие бесплатного телевидения. Поэтому к запуску цифрового телевидения большая часть населения равнодушна, а в таких условиях рассчитывать на коммерционализацию и успех проекта достаточно сложно", - поясняет старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. Мало кто сомневается в необходимости перехода "на цифру" (в США подобный переход произошел два года назад), но те методы, которыми этот процесс насаждается, вызывают у экспертов много вопросов. Основной аргумент противников аналогового вещания - у зрителя появится больше возможностей. У цифрового ТВ действительно много плюсов. В частности, улучшится качество сигнала, кроме того, резко пойдет вверх развитие беспроводных технологий передачи данных. Поэтому, безусловно, преимущества у новых стандартов имеются. "Другое дело, что Россия - большая страна, в каждом регионе своя технологическая и экономическая ситуация. Возможно, чиновникам не стоило принимать решение в такой категоричной форме, а осуществлять переход постепенно, как, например, это делают в Западной Европе, - рассуждает генеральный продюсер компании Leaf Label Дарья Гордеева. - Может быть, это позволило бы сократить затраты на начальном этапе внедрения и заранее увидеть все ошибки и просчеты". Что касается населения, то тем, у кого телевизор не поддерживает новые технологии, из-за угрозы полной потери эфирного вещания нужно будет покупать специальный декодер. Его стоимость, по предварительным прогнозам, составляет порядка $200. "Платить данную сумму за четыре бесплатных телеканала в отдаленных регионах население не согласится. Сейчас население спокойно смотрит аналоговое телевидение, но запуск цифрового телевидения будет способствовать свертыванию бесплатного телевидения. Поэтому у людей может не остаться выбора", - заключает Виктор Марков.


Ё-политика

Самым масштабным инновационным проектом последнего времени можно назвать идею Михаила Прохорова производить в России гибридные ё-мобили. Однако эксперты полагают, что разработчикам не удастся удержаться в заявленных рамках ни по техническим характеристикам, ни по цене. Весь этот проект они называют пиаром идущего в политику господина Прохорова.

В апреле 2011 г. премьер-министр Владимир Путин опробовал ё-мобиль, прокатившись на нем из Ново-Огарево до резиденции президента, куда он отправился на заседание Совета безопасности. Пока концепт продемонстрировали в телерепортажах лишь мельком, да и его технические характеристики явно не соответствуют заявленным: вместо гибридной силовой установки там стоял двигатель от снегохода. Тем не менее это не помешало разработчикам заявить о том, что мировая премьера ё-мобиля состоится уже в этом месяце во Франкфурте, на международном автосалоне. Несмотря на весьма отрывочные данные о новинке, объем предварительных заказов на автомобиль от Михаила Прохорова превысил 150 000 штук. И первые заказавшие имеют возможность получить ё-мобиль уже в середине следующего года, по крайней мере так утверждают разработчики. "Пробные интернет-продажи - не показатель. Это является ни к чему не обязывающим действом, и я не удивлюсь, если большую часть из 150 000 человек, подписавшихся на покупку ё-мобиля, составили восторженные тинейджеры", - отмечает эксперт ИК "Финам" Алексей Захаров. "В мире примеров создания автомобиля с нуля, по новым технологиям очень мало, и объемы производства невелики (пример - Tesla). Не исключено, что за основу будет взята все же иностранная разработка, как это происходит с отечественными мобильными телефонами или планшетами", - добавляет начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов. Другие эксперты указывают на то, что без дотаций со стороны государства коммерческий успех автомобиля проблематичен. "Первые покупатели купят автомобили с традиционными бензиновыми двигателями (такие показывали Путину), и проект тихо умрет. Зато организаторы проекта перед выборами смогут показать себя в выгодном свете", - подчеркивает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников. Хотя нельзя исключать, что ради политических амбиций господин Прохоров не готов будет пожертвовать парой-другой сотен миллионов долларов, сработав в убыток, тем более что впоследствии проект можно будет спокойно похоронить. "Вполне возможно, что ё-мобиль является во многом популистским ходом, этим и обусловлена низкая цена, которая еще больше подогревает интерес. Но кто сказал, что сейчас, с учетом политических амбиций господина Прохорова, финансовый доход для него важнее общественного пиара?" - рассуждает управляющий директор по работе с клиентами финансовой компании "Анкоринвест" Артем Лаптев.