Top.Mail.Ru
архив

Чудо-ниша

В России сейчас только ленивый молочник не вкладывается в производство йогурта. Потребление этого продукта с 1999 года выросло в пять раз – до 1,5 кг в год на душу населения (правда, европейцы едят в десять раз больше). Новые продукты и марки возникают постоянно – только за последний год появились питьевые йогурты «Даниссимо» от Danone и «Чудо» от «Вимм-Билль-Данн», а также кисломолочные продукты «Актилайф» от Очаковского молочного завода.

По данным исследовательской компании ACNielsen, в 2002-м (по сравнению с предыдущим годом) в девяти крупнейших городах России продажи йогуртов выросли на 31,4% по объему и на 42,4% в денежном выражении. Четыре компании – «Вимм-Билль-Данн», Danone, Campina и Ehrmann – занимают 94% рынка йогуртов. Такая степень концентрации объясняется необходимостью серьезных инвестиций. По словам Натальи Загвоздиной, аналитика компании «Ренессанс Капитал», стоимость одной линии варьируется в пределах $3 млн – $5 млн, и позволить себе подобное оборудование мелкие предприятия просто не могут.

Йогурт является продуктом с высокой добавленной стоимостью, другими словами, более выгодным, чем сметана или кефир. Очевидно, поэтому все четыре лидера рынка наращивают его производство. До конца года Campina собирается вложить порядка 23 млн евро в расширение мощностей по производству йогуртов Fruttis и CampinaDeLuxe в подмосковном Ступине (первая новая линия будет запущена уже летом). Компания Ehrmann, завод которой расположен в Раменском, готовится начать производство питьевого йогурта и продуктов с живыми бактериями. «Вимм-Билль-Данн» с начала этого года, по данным «Ко», инвестировал значительные средства в переоборудование своих региональных заводов, установив на некоторых из них линии для изготовления йогуртов.

К наращиванию объемов производителей подталкивает растущий спрос. По словам Павла Смирнова, директора по маркетингу молочного направления «Вимм-Билль-Данн», рынок йогуртов ежегодно растет примерно на 15 – 20%. «Можно говорить о его удвоении в ближайшие 4 – 5 лет, – отмечает Смирнов. – А на Украине рост составляет приблизительно 25 – 30% в год».

Однако впечатляющий рост потребления может сыграть с производителями злую шутку. Все они ориентируются на перспективу, в то же время стремление поскорее загрузить новые мощности и окупить инвестиции может привести к ситуации перепроизводства. Тогда вместо увеличения маржи и доходов молочники столкнутся с усилением конкуренции и перераспределением долей. Впрочем, компании «Вимм-Билль-Данн» с ее долей рынка (около 40%) вряд ли что-либо грозит. Она единственная среди лидеров развивает производство йогуртов в регионах. Рынок по стране в целом далек от насыщения – треть потребления йогуртов приходится на Москву.

«Иностранцы вынуждены возить йогурты на далекие расстояния, – отмечает Наталья Загвоздина. – Эффективность инвестиций «Вимм-Билль-Данн» в расширение производства йогуртов выше, и каждый вложенный доллар принесет ей больше прибыли».

Но не стоит забывать, что у иностранных компаний больше ресурсов – как финансовых, так и технологических. Danone, например, гораздо проще запускать в России инновационные продукты – все они уже опробованы на рынках других стран.

Еще по теме