Чума производителей
Товары private label (в переводе с английского «частная марка», производятся по заказу розничных сетей и продаются под торговыми марками, разработанными ритейлерами), все активнее теснят продукцию классических производителей. К такому выводу пришла компания ACNielsen в результате исследования, проведенного в 36 странах по 80 товарным категориям. Особенно агрессивны европейские сети: в их товарообороте на собственные марки приходится 22%. На втором месте Северная Америка с 16%.
«Среди категорий, в которых процент private label традиционно велик, оказались такие товары, как бумажные изделия, упаковочные материалы, - говорится в отчете ACNielsen. - Под частной маркой продается 51% готовых к употреблению продуктов, а на долю продаж молока частных марок приходится 44%, или свыше $11 млрд в абсолютных цифрах».
Private label просочились даже в те категории, где традиционно значимым было имя производителя: косметика, детские товары, продукты питания. Ритейлеры выигрывают за счет дешевизны - товары под их брэндами стоят в среднем на 30% дешевле, чем под марками классических производителей. Против такой атаки никакие древние рецепты и традиции производства, конечно, не устоят.
Наступление ритейлеров
Категория | Доля частной марки | Темпы роста продаж частной марки | Темпы роста продаж марок компаний-производителей |
Питьевой йогурт | 8% | 38% | 17% |
Спортивные энергетические напитки | 6% | 33% | 9% |
Губная помада/блеск | 2% | 26% | 2% |
Средства для очищения кожи лица | 6% | 21% | 6% |
Детское питание | 1% | 20% | 2% |
Увлажняющие средства для кожи лица | 2% | 20% | 10% |
Готовые к употреблению продукты питания | 51% | 20% | 13% |
Тени для век | 3% | 19% | 2% |
Масло для приготовления пищи | 21% | 16% | 7% |
Молочные напитки с вкусовыми добавками | 14% | 13% | 4% |