Чума производителей
Товары private label (в переводе с английского «частная марка», производятся по заказу розничных сетей и продаются под торговыми марками, разработанными ритейлерами), все активнее теснят продукцию классических производителей. К такому выводу пришла компания ACNielsen в результате исследования, проведенного в 36 странах по 80 товарным категориям. Особенно агрессивны европейские сети: в их товарообороте на собственные марки приходится 22%. На втором месте Северная Америка с 16%.
«Среди категорий, в которых процент private label традиционно велик, оказались такие товары, как бумажные изделия, упаковочные материалы, - говорится в отчете ACNielsen. - Под частной маркой продается 51% готовых к употреблению продуктов, а на долю продаж молока частных марок приходится 44%, или свыше $11 млрд в абсолютных цифрах».
Private label просочились даже в те категории, где традиционно значимым было имя производителя: косметика, детские товары, продукты питания. Ритейлеры выигрывают за счет дешевизны - товары под их брэндами стоят в среднем на 30% дешевле, чем под марками классических производителей. Против такой атаки никакие древние рецепты и традиции производства, конечно, не устоят.
Наступление ритейлеров
Категория |
Доля частной марки |
Темпы роста продаж частной марки |
Темпы роста продаж марок компаний-производителей |
Питьевой йогурт |
8% |
38% |
17% |
Спортивные энергетические напитки |
6% |
33% |
9% |
Губная помада/блеск |
2% |
26% |
2% |
Средства для очищения кожи лица |
6% |
21% |
6% |
Детское питание |
1% |
20% |
2% |
Увлажняющие средства для кожи лица |
2% |
20% |
10% |
Готовые к употреблению продукты питания |
51% |
20% |
13% |
Тени для век |
3% |
19% |
2% |
Масло для приготовления пищи |
21% |
16% |
7% |
Молочные напитки с вкусовыми добавками |
14% |
13% |
4% |