Top.Mail.Ru
архив

Чувство локтя

Обороты российской фитнес-индустрии растут на 20 – 25% в год. Только в одной Москве ежемесячно открываются один-два клуба. Ведущие игроки утверждают, что их рынок – непаханое поле. Но вот странная вещь: некоторые клубы, не выдержав конкуренции, уже перепродаются более крупным компаниям. Похоже, фитнес-бизнес вплотную приблизился к черте, за которой начинается жесткая конкуренция и последующая стагнация.

 

Представители российской фитнес-индустрии говорят о своем бизнесе с редким воодушевлением – красота, спорт, социальная ответственность за здоровье нации. Единодушны руководители крупных компаний и тогда, когда речь заходит о перспективах развития. «Рынок на подъеме, и места на нем хватает всем: и сетевым операторам и новичкам-одиночкам», – говорит Ирина Разумова, президент компании «Планета Фитнес». «Растут доходы населения, люди стали чувствовать себя более уверенно», – подхватывает Ольга Слуцкер, президент компании WorldClass.

Поводов для оптимизма станет еще больше, если прибегнуть к любимому приему российских компаний и сравнивать отечественный рынок с западным – например, с американским. Совокупный объем продаж фитнес-услуг в США составляет $11,6 млрд, а в России, по оценкам ведущих компаний, едва дотягивает до $450 – $500 млн в год, причем более 50% этих денег сосредоточено в Москве.

Правда, как признаются сами операторы, это весьма приблизительные оценки. Исследовательский центр LeagueConsulting приводит совсем другие цифры: потенциально москвичи готовы тратить на занятия фитнесом около $150 млн в год, а в действительности потратили около $70 млн – $80 млн.

Опасность для реальных и потенциальных любителей спортивного бизнеса кроется даже не в объемах, несмотря на существенную разницу в оценках. По расчетам Ирины Разумовой, для удовлетворения потребностей москвичей в занятиях фитнесом достаточно 101 клуба. По состоянию на 1 мая 2003 года в Москве уже работали около сотни клубов (данные LeagueConsulting), причем 88 из них обладали достаточно широким набором услуг (аэробика, тренажерный зал, сауна, массаж, солярий, SPA и т.д.). При этом 68% действующих в Москве клубов были открыты за последние три года: в прошлом году - 15 центров, в этом – еще столько же. Не многовато ли?

Одновременно компании стали активнее в российских регионах и в странах СНГ: в июле WorldClass открыла спортивно-оздоровительный комплекс в Казани, в сентябре «Планета Фитнес» запустила клуб в Самаре, на разных стадиях находится строительство клубов в Алма-Ате и Минске. Два клуба в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде готовит к открытию Reebok-Fitness. Свою региональную экспансию игроки объясняют желанием занять пустующие ниши. Но, возможно, причина такой стратегии кроется как раз в московских проблемах.

 

Женские истории

 

История отечественного фитнеса – это история двух женщин, Ирины Разумовой и Ольги Слуцкер. Развитие этого сектора – результат их противостояния. Действия друг друга дамы комментируют осторожно и скупо. Они могут называть и обсуждать любых конкурентов, кроме самого главного. Как рассказал топ-менеджер, ранее работавший в одной из сетей, «многие шаги в бизнесе Слуцкер и Разумова делают с оглядкой друг на друга, а открытие очередного нового клуба может быть продиктовано не только соображениями коммерческого характера».

Началось все в 1989 году, когда Ирина Разумова открыла в Ленинграде клуб под маркой World Class. Это было советско-шведское СП, которое контролировала шведская компания WorldClassInternational.

В 1993 году Разумова получила предложение от московского банкира Владимира Слуцкера выкупить у World Class права на использование марки на территории СНГ. Официальным владельцем компании стала супруга банкира Ольга, а Ирина заняла кресло гендиректора.

Женский альянс просуществовал четыре года. В 1997 году партнеры разошлись во взглядах на развитие бизнеса. В результате, сохранив за собой питерские клубы, Разумова покинула World Class и начала строить свою сеть «Планета Фитнес». Инвесторами новой компании стала крупная американская сеть общедоступных фитнес-клубов 24 hoursfitness.

Сейчас «Планета Фитнес» – крупнейшая на российском рынке. Компания управляет сетью из 16 клубов в Москве и других городах. Ее оборот, по данным «Ко», составляет около $30 млн в год. Ближайший конкурент «Планеты» – сеть WorldClass, в которую входят семь клубов в Москве и три в регионах. Их совокупный оборот, по оценкам «Ко», составляет около $25 млн.

Основная схватка за клиентов разгорается именно между World Class и «Планетой Фитнес». Эти сети пробовали разойтись на беговой дорожке еще в 1999 году. World Class изначально позиционировалась как элитная сеть, «Планета Фитнес» – как демократичная. Впрочем, дорожка тогда была широкой, и ценовых войн фитнес-индустрия еще не знала. Когда в 1999 году «Планета Фитнес» провозгласила, что в одном из ее клубов годовой абонемент стоит $365 в год, WorldClass, открыв клуб в подмосковной Жуковке, установила стоимость годового абонемента на уровне $4000. Тем не менее в среднем стоимость годового членства в конкурирующих сетях одинакова и колеблется в диапазоне $1200 – $1600.

Еще одним игроком, претендующим на место в первой тройке, является Reebok. В 2001 году председатель совета директоров Reebok-Russia Максим Игнатьев учредил новую компанию под названием R-Fitness, которая начала строительство сети фитнес-клубов под маркой Reebok. В течение 2002 года Игнатьев пообещал открыть пять объектов, но слова своего не сдержал. С того момента бизнесмен открыл в столице только два клуба. Их оборот, по словам Игнатьева, в этом году должен приблизиться к $6 млн.

Остальные компании, поигрывающие бицепсами, управляют клубами-одиночками (Gold’s Gym, Kimberley Land, «Татами», «Олимпик-стар»). В сетевых амбициях засветилась разве что компания WorldsGym – ей принадлежат два клуба в Москве и один в Санкт-Петербурге.

 

В тесноте и в обиде

 

Пока лидеры фитнес-забега демонстрируют рекордные скорости. Однако уже появились признаки того, что стайеры скоро перейдут на шаг.

Во-первых, сроки окупаемости клубов заметно растянулись. По словам Максима Игнатьева, если несколько лет назад вложенные средства можно было отбить за год-два, то сейчас этот процесс в лучшем случае занимает четыре-пять лет. Взрывной интерес инвесторов к фитнес-бизнесу объяснить несложно. «Когда-то было модным открывать бутики, потом салоны красоты и рестораны, сейчас фитнес-клубы», – говорит Ирина Разумова. «Зачастую в фитнес вкладываются люди и компании, далекие от этого бизнеса, – считает ее соперница Ольга Слуцкер, – а потом, когда проект не выходит на планируемые мощности, компании или продают комплекс, или приглашают консультантов».

Во-вторых, «спортсмены» начали обрастать побочными бизнесами – например, занялись консалтингом. Консалтинговое подразделение «Планеты Фитнес», по словам Ирины Разумовой, родилось из торговли спортивным оборудованием. «Нужно было объяснять покупателям, как работает тот или иной тренажер», – говорит она. Сейчас подразделение консультирует порядка 50 компаний в разных городах.

Зачем предоставлять такие услуги компаниям, которые завтра начнут отъедать долю рынка у своих же учителей? Как объясняют сами операторы, консалтинг – это одна из возможных форм региональной экспансии. Например, весной 2002 года саратовские предприниматели открыли клуб под маркой OrangeFitness. Однако выйти на планируемые объемы продаж им так и не удалось. Как рассказывает Ольга Слуцкер, спустя полтора года они обратились в World Class за консультациями. На прошлой неделе стороны подписали договор, согласно которому World Class займется реконструкцией и управлением обновленного клуба. Запуск намечен на конец октября. «Мы подписываем лицензионное соглашение, по которому компания получает право на использование нашего брэнда и абонентское обслуживание», – говорит Слуцкер.

 

Три гусара и леди

 

Третий признак надвигающейся стагнации – переманивание клиентов. Новый виток в развитии фитнес-индустрии напоминает борьбу между операторами мобильной связи. «Так как фитнес-индустрия уже охватила большую часть потенциальных потребителей, то крупным операторам приходится бороться за клиентов, которые уже приобщены к фитнесу», – полагает Василий Зотов, менеджер отдела спортивного маркетингаLeagueConsulting. Инструментами в этом противостоянии становятся поиск новых ниш и разработка специальных фитнес-программ. К примеру, в 2001 году отличительной особенностью клуба Sport Line стал боулинг (с того момента боулинговые дорожки стали открывать и некоторые другие клубы), «Татами» делает акцент на восточные единоборства, «Планета Фитнес» в одном из своих центров организовала студию персонального тренинга, R-Fitness делает акцент на аэробику и групповые занятия.

Более детальное позиционирование отражается не только на «меню» клубов, но и на их расположении. «Сегодня в центре Москвы находится 29% от общего числа столичных фитнес-клубов, – рассказывает Василий Зотов. – Насыщенность центра подобными заведениями и дефицит подходящих помещений заставляют крупных операторов обратить свое внимание на спальные районы». Если раньше клубы выстраивались по принципу «ближе к офису», то сейчас – «ближе к дому».

Другой метод позиционирования придумала для одного из своих клубов компания World Class. В конце 2002 года компания выкупила клуб «Три гусара» и открыла на его месте фитнес-центр, рассчитанный исключительно на женскую аудиторию, под названием WorldClassLadys. В реконструкцию и переоснащение клуба было вложено $862 000. И это не единственный пример такого рода. «В последнее время появляются филиалы крупных сетевых клубов, которые четко позиционируют себя в качестве женских, детских, корпоративных, – отмечает Василий Зотов. – Отдельным заведениям тяжело себя позиционировать подобным образом, так как при этом будет потеряна часть потенциальных клиентов».

 

Бомба года

 

Уникальная ситуация сложилась на рынке недвижимости для фитнес-клубов, где предложение площадей превышает спрос. «Еще два года назад нам приходилось самим искать помещения, а сейчас ежемесячно приходит по пять-шесть предложений, – говорит Максим Игнатьев, – но при этом далеко не все объекты можно назвать подходящими».

«Строительные компании также стали служителями фитнеса. Они уже на стадии проектирования отводят в жилом комплексе место под фитнес-клуб, – объясняет Ольга Слуцкер из World Class, – правда, делают они это исходя из собственного представления о параметрах заведения. Часто оздоровительный комплекс в элитном доме напоминает неплохую релаксационную зону, но никак не фитнес-клуб».

Чтобы решить эту проблему, компании договариваются о сотрудничестве с девелоперами еще на стадии строительства объекта. Например, Ольга Слуцкер готовится подписать договор с компанией «Капитал Групп», по которому строители будут готовить помещения под клубы, консультируясь с World Class. «Только работая с девелоперами, в компании могут быть уверены, что получат то помещение, которое нужно. Другого пути нет», – констатирует Максим Игнатьев.

Однако именно здесь может быть заложена бомба, которая взорвет нынешнюю ситуацию на рынке. Игнатьев прогнозирует взрывное предложение помещений для фитнес-клубов на рубеже 2004 – 2005 годов и как следствие рост числа клубов. По данным компании «Калинка-Риэлти», только в Центральном округе Москвы в следующем году будет сдано в эксплуатацию около десяти элитных жилых комплексов со спортцентрами. Кроме того, по данным Игоря Денисова, исполнительного директора Peny Lane Realty, к началу 2005 года будут сданы 10 – 15 аналогичных домов среднего класса, причем некоторые из них состоят из нескольких корпусов, что автоматически увеличивает число спортцентров. Вот тогда-то на фитнес-рынке станет совсем жарко.

Еще по теме