Чужая голова
13.04.200900:00
В кризисный период, когда даже глобальные тренды в экономике слабопредсказуемы, анализ происходящего не дает никакой возможности строить правдоподобные планы на будущее. Поэтому владельцы крупных холдингов возвращаются к оперативному руководству своим бизнесом. Даже государственная система переходит на «ручное управление», то есть отдельные решения принимаются в каждом конкретном случае и всегда на самом высоком уровне. В такой ситуации, считает президент LETA Group Александр Чачава, использование BI теряет смысл. «Ни одна из систем никогда не предсказала бы падение нефти в 3 раза за 2 месяца, фондового рынка – на 64% за 16 недель и рубля – на 50% за полгода. Когда рушатся правила и все в мире переворачивается с ног на голову, эффективно может работать только мгновенная оценка ситуации и интуиция, а не BI», – говорит Чачава. Тем не менее кризис в меньшей степени затронул проекты по внедрению BI, и на рынке эти решения по-прежнему востребованы. Сергей Щербина, директор по маркетингу ГК «Сервис Плюс», говорит, что сегмент BI в России развивался средними темпами и рос примерно на 25% в год: «По нашим оценкам, в прошлом году его объем составил около $60 млн. В этом – прогнозируется сокращение количества крупных проектов, но отчасти это будет компенсировано увеличением количества небольших прикладных внедрений». Аналитик и руководитель программы МВА – ИТ МИРБИС Михаиль Агеев утверждает, что использование BI сегодня актуально как никогда: «Необходимо не только корректно хранить данные, но и оперативно и качественно их анализировать для принятия верных управленческих решений». Евгений Велесевич, ведущий эксперт по решениям BI компании IBM в России и СНГ, считает, что оптимизация бизнеса невозможна без глубокого анализа происходящего, который могут обеспечить как базовые аналитические средства Business Intelligence, так и более сложные функции управления эффективностью бизнеса Business Performance Management (BPM). «Стоимость ошибки в текущей экономической ситуации может оказаться гораздо выше, чем в спокойное время, – уверен Велесевич. – Например, без BI ритейлеру, тем более крупному, очень сложно решить такую задачу, как анализ и оптимизация товарного ассортимента. Тем временем распыление ресурсов в условиях дефицита ликвидности может стоить ему не только доли рынка, но и места в бизнесе». Очевидно, что польза от BI определяется и умением его правильно применять. В рознице – это в основном анализ и планирование ассортимента, товарных запасов, оптимизация складов, торговых площадей, цен и пр., что крайне важно в сетевой торговле.
Интеллект поумнее
Эффективное использование BI требует достаточно высокой квалификации специалиста. Чтобы расширить круг возможных пользователей системы, сам продукт должен содержать уже готовые сценарии работы с данными. Эти сценарии ориентируются на конкретную отрасль и решают ее специфические задачи. Крупные поставщики BI-систем, такие как Oracle, уже имеют эти преднастроенные алгоритмы. Татьяна Лякишева, руководитель отдела аналитических технологий компании «ФОРС – Центр разработки», рассказывает: «В своей практике мы пользуемся продуктовой линейкой Oracle. На уровне хранения и обработки данных – это СУБД Oracle и дополняющий ее многомерный OLAP-сервер Essbase (от Hyperion), а также инструментарий для загрузки данных – Oracle Data Integrator. На промежуточном слое – это платформа Oracle Business Intelligence Suite (от Siebel) – полное промышленное решение для задач анализа и отчетности. И на самом верхнем уровне может быть множество инструментов и систем, прекрасно зарекомендовавших себя еще под брендами Hyperion, Siebel и других вендоров, которые сегодня все интегрированы в линейку Oracle». Агеев считает, что в РФ наиболее востребованы как раз решения Oracle, хотя рекомендует и продукты SAP. Юлия Перевозская, BI v-team lead, BPIO & BDM – Office System Product Manager, уверяет, что видение Microsoft на бизнес-аналитические решения очень соответствует реалиям нового времени: «бизнес-аналитика для всех».
Результаты социологических опросов показывают, что в реальной жизни к BI прибегают 15 – 20% работников среднестатистического предприятия, тогда как потребности в этих услугах регулярно испытывают 90 – 95% его специалистов. По мнению Перевозской, это обусловлено двумя причинами: обычно бизнес-аналитики – это дорогое удовольствие. А системы бизнес-анализа зачастую очень сложные, обучение пользованию ими стоит дорого и занимает много времени. В связи с этим компания обучает всего несколько специалистов, которые знают, что делать и «на какую кнопку нажимать». Если эти работники (а чаще всего таковым оказывается один человек) уходят из компании, то система простаивает.
Коллективный разум
Для того чтобы расширить границы использования бизнес-аналитики, в компании Microsoft предлагают BI, доступную для широкой аудитории. «Мы уверены, что сегодня для выполнения любых задач бизнес-аналитики нашим клиентам достаточно иметь только три фирменных продукта Microsoft: Excel 2007 – для работы в своем офисе, SQL Server 2008 – как программную платформу и SharePoint Server 2007 – как инструмент, позволяющий реализовывать аналитические функции в сочетании с решением множества других информационных задач», – уверена Перевозская.
Преимущества этого предложения в том, что BI-решения строятся на уже существующей IT-инфраструктуре Microsoft – на платформе SharePoint Server 2007. О популярности же Excel как самого распространенного инструмента для бизнес-аналитики все прекрасно знают. И теперь, даже притом что BI-система представляет собой довольно дорогостоящий продукт, ее применение на основе SharePoint Server 2007 в сочетании с Excel 2007 делает ее доступной для всех сотрудников внутри компаний, уже располагающих такой платформой.
Эксперты полагают, что при правильном использовании BI эффект от использования этих решений проявляется уже на самом раннем этапе. Бизнес-аналитика дает экономические выгоды, такие как снижение трудовых издержек, сокращение сроков планирования, согласования, утверждения планов; точность информации. Последний показатель, по словам Перевозской, сложно измерить, «но каждый из наших клиентов отмечает это одним из первых преимуществ».