Top.Mail.Ru
архив

Чужие поплавки

Бизнес на одном из самых экзотичных видов московской недвижимости – дебаркадерах – может погибнуть, так и не развившись. Рестораны, офисы и гостиницы, располагающиеся на Москве-реке, стали предметом пристального внимания фискальных служб московского правительства. Столичные власти считают, что они недополучают налогов от «водоплавающих» предприятий, и как могут исправляют эту ситуацию.

 

Ресторан «У мамы Зои», расположившийся на дебаркадере в самом центре города, на Фрунзенской набережной, никогда не жаловался на отсутствие клиентов. Посетителей ресторана привлекали не только изыски меню, но и необычное месторасположение. Что может быть прекраснее романтического вечера на реке в самом сердце мегаполиса? Помимо повышенного интереса со стороны клиентов водная «среда обитания» давала владельцам ресторана еще один большой козырь – экономию на налогах. Дело в том, что плата за водопользование перечислялась в федеральный бюджет по общероссийским ставкам. Еще год назад эта цифра составляла 2500 руб. за гектар водной поверхности в год. Сравните: годовая аренда гектара земли в пределах Садового кольца тогда же приближалась к 1,5 млн руб. То есть «вода» стоила в 600 раз меньше «земли».

Более того, по расчетам компании «Центр Гранат», занимающейся установкой дебаркадеров, затраты на эксплуатацию плавучего здания в несколько раз меньше, чем содержание аналогичного комплекса на суше. В прошлом году затраты на дебаркадер площадью 1000 кв. м едва превышали $600 в месяц. Из них на налог за водопользование уходило $100, а остальные деньги тратились на оплату коммунальных расходов и телефонных разговоров. За содержание же среднестатистического офиса в пределах Садового кольца (220 кв.м) пришлось бы заплатить не менее $10 000. В итоге ресторан «У мамы Зои» по сравнению со своими «сухопутными» собратьями был крайне выгодным предприятием.

Именно этот фактор превращал «бизнес на воде» в желанную цель для многих владельцев предприятий сферы услуг. В пределах ЦАО на воде базировались магазин сантехники «СВС-Студио», ресторан «Тион», теплоходы-отели «Валерий Брюсов» и «Николай Чернышевский», теплоход–казино «Александр Блок» и ряд других предприятий.

Возможность эксплуатации судна в зимний период, когда нет навигации, привлекала внимание и туристических компаний. «Для того чтобы окупить затраты на переоборудование теплохода в плавучий отель, достаточно обеспечить 50-процентную загрузку номеров-кают», – заметил представитель одной из крупнейших гостиничных сетей. По словам Александра Трофимова, директора московского филиала судоходной компании «Волга-Флот-Тур» (эта компания использует теплоход «Николай Чернышевский» в зимнее время), с октября 2002 года по февраль 2003 года услугами плавучей гостиницы на 200 мест воспользовались 2000 человек. Простой подсчет показывает, что заполняемость теплохода составляла около 100%. Правда, по словам Трофимова, свою роль сыграла массированная рекламная кампания. Впрочем, плюсы «плавучих отелей» зачастую становятся их же минусами. По словам заместителя начальника по маркетингу компании Hotel Consulting and Development Group Марины Смирновой, плавучий отель вряд ли сможет на равных конкурировать с городской гостиницей. «Это сезонный бизнес. Теплоход можно использовать в качестве отеля только в зимние месяцы. Мы рассматривали несколько подобных проектов. Но их рентабельность оказалась низкой», – замечает Смирнова.

 

Московские бастионы

Московское правительство давно и без удовольствия следило за расцветом речного бизнес-инкубатора. Чиновники понимали, что деньги буквально уплывают из их рук. В столичный бюджет попадали только жалкие крошки с федерального стола. Тогда-то и был приведен в действие так называемый административный ресурс.

Для начала столичные чиновники решили приостановить развитие неприятного рынка. Согласно постановлению № 23 от 13 января 1998 года установка любого плавающего средства приравнивалась к новому строительству. Список инстанций, через которые необходимо было пройти, чтобы пришвартовать дебаркадер, увеличился в несколько раз: сначала требовалось оформить лицензию на водопользование у Мосводоканала, затем последовательно получить разрешения от Москомприроды, Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления, Средне-Европейского регионального центра Госсанэпиднадзора на транспорте и префектуры округа. Преодолеть последний заслон теперь могут лишь единицы, догадавшиеся просить разрешения на установку дебаркадера в Северном или Южном административных округах Москвы. Тамошние префекты с удовольствием подписывают заветную бумажку. Но рентабельность подобного проекта резко снижается. «Кому захочется ехать на окраину Москвы, чтобы сходить в ресторан или оставить деньги в казино?» – говорит владелец плавающего ресторана. Постоянные клиенты таких заведений предпочитают питаться и развлекаться в центре города. Однако префектура ЦАО процесс согласования всячески тормозит. Например, владельцу фирмы, продающей оптику, в префектуре ЦАО заявили, что против плавучих магазинов решительно выступили… пешеходы. Якобы дебаркадеры мешают горожанам любоваться рекой.

Одновременно город делает все, чтобы отхватить у «федералов» прибыльный кусок. С середины прошлого года все доходы от налога за пользование водным пространством поступают в столичный бюджет. Претерпели изменения и ставки налога. В апреле 2002 года был принят специальный городской закон, установивший плату за пользование акваторией в пределах 15 000 руб. в год за 1 кв. км (рост составил примерно 500%).

Для борьбы с дебаркадерами применяются и другим административные инструменты. Так, мэрия предлагает отодвинуть особо шумные ночные рестораны и клубы подальше от жилых домов. Одновременно Москомархитектуры получил задание сформировать «видение водного пространства». До тех пор пока эта концепция не будет принята московским правительством, власти города не намерены рассматривать заявки на открытие новых предприятий на дебаркадерах. Вдобавок власти собираются провести ревизию всех плавучих предприятий, установленных в настоящее время вдоль берегов в акватории Москвы-реки. «На реке не нужны магазины, казино и многое другое», – заявил Юрий Лужков.

 

Правило левой и правой руки

Московское правительство очень вовремя остановило прием заявок от компаний на открытие новых плавающих предприятий. Даже несмотря на все новые административные препоны, предприятия на дебаркадерах по-прежнему намного прибыльнее своих «сухопутных» аналогов. Как следствие – каждый месяц в Мосводоканал (первая согласительная инстанция) поступают три-четыре заявки от бизнесменов. Забавно, что, борясь с «плавучим хламом» (так называет дебаркадеры Юрий Лужков), московские власти одновременно стимулируют рост интереса к этому виду бизнеса. Три месяца назад арендные ставки на муниципальную недвижимость выросли почти в 10 раз. Так Москва пыталась выполнить план по доходам от аренды. И хотя после грандиозного скандала Лужков пообещал вернуться к прежней практике взимания арендной платы, разница в уровне налогообложения между «землей» и «водой» возвратилась к уровню 2001 года.

Еще по теме