Top.Mail.Ru
архив

Чужие руки

В ближайшем будущем до 70% электроники будет производиться на контрактных условиях. Apple Computers и Hewlett-Packard уже давно не занимаются непосредственным изготовлением продукции, которая носит их имена. Они вкладывают свой интеллектуальный потенциал только в научные исследования, опытные разработки, дизайн, маркетинг и рекламу.

В условиях новой экономики производитель может вообще ничего не выпускать, кроме бизнес-планов и отчетов перед акционерами. Время от рождения идеи нового продукта до его выхода на рынок резко сократилась. Достаточно договориться с сетью супермаркетов Wal-Mart о сбыте продукта, с контрактным производителем Flextronics – об изготовлении, а продвижение доверить маркетинговому агентству. Главное – подробно объяснить, как это изобретение будет работать, и для чего его будут покупать. И отдать его в чужие руки.

Поручите сборку жене Компания Flextronics возникла в 1969 году. Инженер Джо Маккензи, увидев, что предприятия в Силиконовой долине не успевают собирать компьютеры, предложил им свои услуги. Первым наемным работником Маккензи стала его супруга. Бизнес оказался очень успешным, и через десять лет Джо продал его за кругленькую сумму. Но тогда он вряд ли мог представить, что еще через 20 лет годовой доход компании составит около $12,7 млрд, и на нее будут работать 65 тыс. человек в 26 странах мира. Путь от сборки компьютеров «на коленке» до управления огромными индустриальными парками в Китае, Венгрии и Мексике был непрост. Во время экономического спада 1990 года Flextronics была вынуждена продать весь бизнес в Америке и перебраться в Сингапур, откуда стала управлять своими фабриками в Южном Китае и Юго-Восточной Азии. Быстрый рост, достигнутый за счет сборки мобильных телефонов, персональных компьютеров и принтеров в Малайзии и Китае, вновь был прерван азиатским кризисом 1997 года. Новый подъем компании начался после того как в шведском концерне Ericsson решили, что им слишком дорого обходится собственное производство оборудования для беспроводной связи. После небольшого исследования Ericsson заключила с Flextronics сделку стоимостью $300 млн, передав Flextronics производство. В тот момент в Европе не было ни одной компании, занимавшейся контрактным бизнесом в этой сфере. И Flextronics снова начала быстро развиваться. Через год Ericsson передала Flextronics и производство мобильных телефонов. С 2000 года Flextronics собирает телефоны еще и для компаний Nоkia и Motorola. 2001 год принес Flextronics контракт с Siemens и Аlcatel. Все эти компании пополнили собой список клиентов Flextronics, в котором к этому времени уже числились Compaq, IBM, Lucent Technologies, Cisco, Web TV и Philips. По словам Майкла Маркса, одного из руководителей Flextronics, когда есть заказы от десятков компаний, легко реагировать на конъюнктурные изменения. На одних и тех же линиях можно собирать как мобильные телефоны, так и карманные компьютеры. Вопрос только в том, какой продукт больше востребован на рынке.

Научные парки юрского периода Аутсорсинг (вынесение части бизнеса за пределы компании) придуман не сегодня. До того как он появился в компаниях новой экономики, тем же самым занимались и «старички» – в частности, компании, выпускавшие обувь и одежду, оставляли за собой лишь разработку моделей и маркетинг, отдавая производство на откуп другим. Аббревиатура OEM (original equipment manufactures) обозначает производителей в сфере электроники, телекоммуникаций и компьютерных технологий. К ним относятся общеизвестные компании, обладающие всемирными брэндами, – Alcatel, IBM, Compaq, Nokia и т.д. А под менее известным сокращением EMS (electronics manufacturing services) «проходят» заводы и фабрики, изготовляющие на условиях аутсорсинга по контракту с OEM требуемый товар. Их имена неизвестны широкой публике, но именно они изготавливают электронную продукцию, которой мы пользуемся на работе и дома. В ближайшие дни любители электронных игр получат давно обещанный продукт Microsoft – игровую приставку Xbox. Реально Xbox изготавливается на заводах компании Flextronics в Мексике и Венгрии. А в соседних корпусах предприятия производится цифровое оборудования для Cisco Systems, карманные компьютеры Palm, оборудование для систем Direct TV. Идет не сборка, а обычное производство, но в терминах современного бизнеса этот процесс называется «оказанием услуг по производству». В прошлом году рынок предоставления подобных услуг превысил $100 млрд (против $60 млрд в 1998 году). По прогнозам Technology Forecasters Inc., в этом году он достигнет $130 млрд, а в 2004-м – превысит $200 млрд. При этом к 2010 году около 70% электроники в мире будет производиться по контрактам на чужих мощностях. Flextronics занимает на этом рынке второе место (на первом – американская Solectron), а вообще пятерка лидеров EMS-бизнеса в 2000 году выглядела так: Таблица ПЗ мировые лидеры EMS-бизнеса Компания Страна Доход в 2000 г. $млрд Solectron США 19,8 Flextronics Сингапур 12,7 Celestica Канада 11,4 Sanmina США 4,7 Jabil Circuit США 4,4 Источник: Standard & Poor’s Уровень конкуренции в этом секторе достаточно высок, поэтому компании находятся в постоянном движении. Flextronics за последние несколько лет приобрела около сорока компаний. Celestica тоже постоянно расширяется. Только в августе 2001 года Celestica взяла кредит $500 млн для своего развития – в дополнение к взятым в прошлом году $705 млн. По словам президента Celestica Юджина Полисчука, эти кредиты необходимы компании, чтобы поспевать за потребностями заказчиков. Celestica владеет 36 заводами на трех континентах, где производится около 30 тыс. наименований конечных продуктов и еще 300 тыс. модификаций различных деталей. Ежемесячно в номенклатурный лист добавляется 2 тыс. названий. А Sanmina объявила о слиянии с другим производителем – SCI Systems, – которое должно произойти до конца года. Обе компании производят продукцию для компьютерных и телекоммуникационных рынков, медицины и аэрокосмического комплекса. Если все пойдет по плану, то объединенная компания, владеющая более чем сотней фабрик в 20 странах, займет второе место на рынке EMS. Ее суммарный годовой доход по прогнозам значительно превысит $10 млрд.

Не было бы счастья... Во время кризиса NASDAQ ценные бумаги EMS-сектора пострадали меньше остальных. Причина быстрого роста капитализации EMS-компаний кроется в том, что компьютерные и электронные гиганты сами стремятся избавиться от заводов и переложить производственные проблемы на чужие плечи. Им нужны достойные партнеры, которые были бы в состоянии предоставлять все услуги – как в локальном, так и глобальном масштабе. Тем самым они поднимают ставки EMS-компаний. Можно сказать, что в конечном итоге кризис NASDAQ подстегнул рост EMS-сектора. По мере того как компьютерные корпорации brand name оптимизировали свой бизнес, у EMS-компаний появлялось все больше и больше работы. Тяжелое положение первых привело к росту бизнеса вторых. Этот процесс зрел долго. Постоянно усиливающаяся конкуренция привела к сокращению жизненного цикла изделий. Уменьшился и срок единоличного лидерства компании после выхода новинки, в течение которого можно было бы окупить затраты. Конкуренты научились оперативно реагировать на чужой успех и выпускать собственные аналоги. В результате в 2000 году OEM-компании столкнулись с кризисом перепроизводства. Заводы, построенные в середине 90-х, были загружены всего лишь на 40 – 50%, но товар все равно отправлялся на склад. Спрос упал, а требования к продукту повысились – и по цене, и по качеству, и по дизайну. Производство собственной продукции стало нерентабельным, и бесконечно дотировать его за счет предоставления покупателю других услуг было невозможно. Кризис фондового рынка также продемонстрировал крупнейшим компаниям, что для удержания акционеров им нужно срочно улучшать финансовые показатели, увеличивать операционную доходность, сбрасывать балласт. И заводы, как мешки с песком, полетели «за борт». Их продавали не столько ради того чтобы сосредоточиться на будущем, сколько для того чтобы выжить. Только за этот год были проданы десятки крупнейших производств. Alcatel продала завод в Техасе по производству оптических компонентов своему постоянному партнеру компании Sanmina. Marconi Telecommunicatios уступила компании Jabil Circuit пять своих заводов в США, Англии, Италии и Германии. Celestica купила заводы у Motorola и Avaya, а с Lucent Technologies заключила пятилетнее соглашение о стратегическом партнерстве, в соответствии с которым Celestica станет основным производителем услуг для Lucent. На бывших предприятиях Lucent она сама займется производством, сборкой, тестированием и обслуживанием оборудования. Уже сейчас Lucent передала на аутсорсинг более 50% своей продукции, тогда как в 1999 году этот показатель составлял около 10%.

40 центов за час Передача производства кому-то другому – очень болезненное решение для многих компаний, поскольку оно чревато закрытием заводов и увольнением персонала. Ведь контрактный производитель, приобретя завод, вправе переориентировать его на выпуск более прибыльной продукции. Кстати, видимо, из-за высокой внутрикорпоративной солидарности аутсорсинг пока не приживается в Японии. Страна производит 25% мирового объема электроники, но только 5% – на контрактной основе. Продавая заводы, компании – владельцы брэндов стремятся заключить соглашение сроком на два-три года, которое гарантировало бы объемы производства и обслуживание существующей линейки продуктов, а также позволяло сохранять рабочие места для сотрудников и не снижать им зарплату. Эти условия для контрактных компаний не всегда выполнимы. Размер маржи у них обычно составляет 5 – 6%, а у Celestica – 3,8%. Низкий уровень доходности они компенсируют объемом, снижением затрат на транспортные расходы и зарплату. По мнению вице-президента Flextronics Джина Сачермана, одной из ключевых проблем стало месторасположение фабрик: «OEM-компании хотят быть уверены, что мы можем быстро производить товар в регионах с дешевой рабочей силой (Китай, Юго-Восточная Азия, Восточная Европа) и без задержек поставлять его в развитые страны». Поэтому Flextronics размещает производственные парки рядом с основными рынками сбыта, но не в развитых, а в развивающихся странах. В Мексике производится продукция для США и Канады, в Венгрии – для Европы. При этом разница в зарплате работников разных стран, занятых в производстве, колоссальна. В Австрии – $15 в час, в Венгрии – $2, а на сборке в закарпатском городке Берегово на Украине рабочие получают 40 центов за час работы. ПЗ Аутсорсинг неизбежен, как победа коммунизма Преимущества такого разделения труда становятся все более очевидными. Благодаря EMS-компаниям срок выхода новых продуктов сокращается, а география – расширяется. По словам одного из руководителей контрактного производства, если еще пару лет назад им приходилось тратить много времени, чтобы убедить OEM-компанию во взаимовыгодности аутсорсинга, то сегодня никого убеждать уже не нужно. Канадская AIC, управляющая пулом из взаимных и корпоративных фондов объемом в $14 млрд, так объясняет инвесторам привлекательность компании Celestica: «Наши инвестиции обеспечивают возможность участия в росте технологической промышленности. Как долгосрочные инвесторы мы уверены, что глобальные компании, предоставляющие услуги по производству электронного оборудования, смогут с успехом преодолеть нынешнюю неопределенность на рынке, обеспечив заметный доход. Рост аутсорсинга неизбежен. Компании brand name сосредоточатся на перспективных разработках, а все функции по производству начнут передавать на контрактной основе EMS-компаниям».

Еще по теме