Чужие здесь не ходят: как выиграть тендер на госзакупки
Национальная ассоциация институтов закупок представила аналитический доклад "Слепые" закупки", подготовленный некоммерческим партнерством "Информационная культура", Высшей школой экономики и экспертами "Открытого правительства"*. Это исследование, посвященное практике сознательного искажения информации о госзакупках заказчиками, которые таким образом стремятся сузить круг участников тендера.
Одним из самых популярных способов искажения информации о закупках стала, например, замена кириллических букв в названии закупки на аналогичные по написанию латинские. Еще один прием - опечатки и ошибки в ключевых словах, определяющих предмет закупки, или использование в наименовании закупки только общих слов, в частности "Лот N15" или "Закупка товаров". В некоторых случаях имеет место разделение букв в составе слова пробелами или другими знаками, а также использование тире в корне слова, как при переносе текста. Нередко заказчик заменяет буквы на похожие по написанию цифры, скажем, буквы "о" и "б" заменяются на цифры 0 и 6. В результате таких искажений информацию о закупке практически невозможно найти, если заранее не знать о том, что конкурс объявлен и закупка готовится. Это значительно повышает шансы на то, что конкурсе/тендере будут участвовать только "свои" поставщики.
Ошибка не всегда является следствием злонамеренных действий заказчиков, однако в результате выборочного анализа за 2012 г. было обнаружено 662 закупки, имеющие признаки умышленного сокрытия информации, когда в итоге в закупочных процедурах участвовал лишь один потенциальный поставщик. Также выявлено около 2500 закупок, содержащих искажение информации, и приблизительно 9000 закупок с единичными нарушениями - искажениями в одном слове.
В среднем снижение цены контракта от начальной (максимальной) цены по закупкам, имеющим признаки умышленного сокрытия информации, составило 0,79%. В аналогичных, но прозрачных торгах этот показатель равняется 5,83%. Объем финансирования по выявленным "слепым" закупкам с единственным участником составил около 2 млрд 443 млн руб. В случае соблюдения правил "честной игры" сумма дополнительно сэкономленных средств на торгах достигла бы как минимум 96,82 млн руб.
Доля государственных закупок с искажениями информации незначительна по сравнению с их общим объемом, и потенциальные потери бюджета от подобных злоупотреблений не превышали в 2012 г. 0,15% от общего объема средств, направляемых на госзакупки.
*Эмпирическим материалом для исследования стали данные официального сайта zakupki.gov.ru о государственных и муниципальных закупках, проведенных в течение 2012 г.