Citroen просят подождать пару месяцев
НА ПУТИ одного из немногих российских проектов по сборке западных автомобилей возникли неожиданные препятствия. ФПГ "Донинвест" - группа компаний Ростова-на-Дону, организовавшая сборку сначала Daewoo, а сейчас и Citroen на Таганрогском автозаводе, была поставлена перед фактом: правительство не даст разрешения на льготный ввоз автокомплектов Citroen до тех пор, пока "Донинвест" не погасит долги перед бюджетом. Кроме того, по данным "Ко", у ГТК возникли определенные претензии к "Донинвесту" по работе в 1999 году. Результатом, по словам руководителя ФПГ Михаила Парамонова, может стать "полная потеря партнера", а точнее, крах автопрограммы крупнейшей региональной ФПГ.
Проблемы "Донинвеста", по информации "Ко", возникли еще в 1998 году, когда часть средств компании была заморожена в государственных бумагах. Кроме того, через некоторое время потерпел крах основной партнер "Донинвеста" по автопроекту - Daewoo. Тем не менее до конца 1999 года "Донинвест" выпускал "русские версии" корейских автомобилей, параллельно ведя переговоры с рядом западных автоконцернов. Договориться удалось с Citroen, с которым уже подписан контракт на сборку 3 тыс. автомобилей Berlingo до конца 2000 года и идут переговоры о выпуске еще 40 тыс.
Согласно действующему законодательству многое в подобных проектах определяют ГТК и правительство: эти структуры выпускают документ, определяющий, какое количество машинокомплектов можно завезти в страну в режиме таможенного склада и потом продавать как автомобили российского производства. И как на грех, именно сейчас возникли проблемы: во-первых, вице-премьер Виктор Христенко заявил, что подписание этого документа для "Донинвеста" будет отложено, чтобы "ФПГ могла сконцентрироваться на погашении долгов завода "Красный Аксай" (он также входит в "Донинвест"). Это, пожалуй, первый случай в российской истории, когда статус ФПГ мешает группе компаний: будь "Красный Аксай", производитель сельхозтехники и автомобилей, и Таганрогский автозавод независимы друг от друга, такие претензии были бы невозможны. Сейчас же "Донинвест" поставлен перед необходимостью быстро найти 247 млн руб. (около $9 млн) или потерять Citroen.
Характерно, что позиция ГТК и правительства, призывающих к строгой таможенной и налоговой дисциплине, стала неожиданно жесткой именно тогда, когда "Донинвест" получил надежду на развитие своего автопроекта, находящегося в плохом состоянии. Впрочем, формально правительство право: размер льгот, получаемых автосборщиками, зависит именно от объема производства, а он на ТагАЗе в 1999 году составил лишь 10%. Проблема в том, что правительство в России не торгует автомобилями после кризиса, а устраивает эти кризисы, поэтому Парамонову и Христенко будет очень нелегко найти общий язык.