City без Visa

Ситибанк принял беспрецедентное для российского рынка решение – с нового года банк отказался от выпуска пластиковых карт платежной системы Visa и полностью перешел на работу с MasterCard. В колл-центре, куда журналист «Ко» обратился с заявкой на получение дебетовой карты Visa, ему сообщили, что ее сделать не могут. «Мы перешли на MasterCard», – ответил сотрудник банка. Но в московском представительстве Ситибанка эту информацию опровергли. «С января 2006 года Ситибанк начал выпускать дебетовые карты платежной системы MasterCard в дополнение к уже существующим картам Visa, – сообщила «Ко» PR-менеджер Наталия Мышко. – По желанию клиента мы готовы эмитировать карты обеих систем». «Мы не отказывались от сотрудничества с Visa», – подтвердила вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. В российском представительстве Visa комментировать ситуацию также не захотели.

«Все дело в комиссии, которую банк получает от выпуска пластиковых карт», – поясняет начальник управления платежных систем Межпромбанка Александр Сычев. Банк, обслуживающий торговое предприятие, берет с него 1,7 – 2,2% от суммы покупки клиента. Этот процент делят банк, обслуживающий торговое предприятие, а также кредитное учреждение, которое выпустило карту. Доля (interchange fee) банка-эмитента, которую определяет платежная система, у MasterCard на 0,25% выше, чем у Visa. Поэтому кредитным учреждениям выгоднее работать с картами MasterCard.

В январе совет директоров Visa Russia принял решение снизить interchange fee по дебетовым картам с 1% до 0,8%. Крупные торговые сети, позиционирующие себя как магазины с низкими ценами, предпочитают иметь дело с наличными, а не отдавать до 2% за обслуживание пластиковых карт. Уменьшение ставки interchange fee в платежной системе Visa должно привлечь крупные супермаркеты к сотрудничеству с банками. Но с другой стороны, снижение процента, который получает банк, делает работу с платежной системой менее прибыльной. Чтобы избежать ухода партнеров, Visa в декабре приняла решение повысить interchange fee по кредитным картам с 1% до 1,3%, тем самым стараясь обойти своего основного конкурента – MasterCard (interchange fee которого находится на уровне 1,25%). «Все это звенья одной цепи (изменение ставок interchange fee и отказ Ситибанка эмитировать карты Visa. – Прим. «Ко»), – полагает Сычев. – Идет война ставок между основными конкурентами в России – Visa и MasterCard, они стремятся привлечь банки к сотрудничеству, предлагая наиболее выгодные условия. Не исключено, что MasterCard сделала Ситибанку предложение, от которого он не смог отказаться». В России Visa пользуется большей популярностью, чем MasterCard. По итогам первого квартала 2005 года Visa выпустила около 17 млн, а MasterCard – 9,7 млн карт.