$ 70.98
 80.01
£ 89.31
¥ 66.28
 75.33
GOLD 1800.88
РТС 1234.42
DJIA 25706.09
NASDAQ 10558.39
бизнес

COVID-19 бьет по российскому автопрому

Из-за коронавируса в России остановлены первые автозаводы. Фото: РИА Новости Из-за коронавируса в России остановлены первые автозаводы. Фото: РИА Новости

По российскому автопрому уже нанесен удар от распространения «китайской чумы»: из-за коронавируса COVID-19 остановлены первые автозаводы. Негативное давление на рынок окажет и обвал рубля. Ситуация может усугубиться в ближайшие недели: как минимум — подорожают новые машины, что спровоцирует новое снижение продаж.

Один из крупнейших российских производителей автобусов — завод «Волгабас», который расположен в Собинском районе Владимирской области (входит в холдинг «Бакулин Моторс Групп»), — на этой неделе до 16 марта отправил в вынужденный отпуск более трехсот своих сотрудников. Официальная причина приостановки производства, которая указана в уведомлении о вынужденном простое за подписью генерального директора, — это «отсутствие комплектующих частей и материалов по текущим договорам поставок». Пока руководство официально не комментирует ситуацию, но наблюдатели убеждены, что речь идет о перебоях с поставками комплектующих из Китая из-за коронавируса.

Заводы останавливаются

Мировой автопром можно назвать одной из наиболее пострадавших отраслей промышленности от распространения коронавируса COVID-19.— Китайский город Ухань — очаг эпидемии — является крупнейшим центром автомобильной промышленности Китая. Мало того что здесь расположены заводы таких мировых автогигантов, как General Motors, Nissan, Honda, Renault, Peugeot-Citroën, так еще тут же находится много предприятий, связанных с выпуском автомобильных комплектующих, которые потом отправляются на автомобильные заводы в разных уголках планеты.

По данным International Trade Centre, ежегодный объем выпуска автомобильных комплектующих в Китае сейчас превышает 50 млрд долларов, и этот показатель до недавнего времени динамично рос. Так что уход на карантин китайских автомобильных предприятий губительно сказывается на всем мировом автопроме. Некоторые заводы, например в Японии и Южной Корее, принципиально не держат дорогие склады запчастей, а пользуются отлаженным процессом поставок деталей, когда комплектующие поставляются на конвейер буквально день в день. И сбой этой четко работающей схемы уже приводит к приостановке выпуска автомобилей как в самом Китае, так и за его пределами.

Например, в Китае на паузу поставлена работа совместной сборочной площадки Jaguar Land Rover и Chery в китайской экономической зоне Чаншу, где выпускаются внедорожники Range Rover Evoque, Discovery Sport и удлиненные версии седанов XF и XE. С остановками работают китайские заводы Hyundai, Kia, General Motors, Mazda.

Постепенно проблемы распространяются и за пределы Китая: в Южной Корее компания Hyundai притормозила выпуск таких моделей, как Palisade, Kona, Veloster и Porter — официально представители корейского автогиганта признают перебои в поставках, например, жгутов для электрической проводки, которые поступают из КНР. А концерн Fiat Chrysler вынужден был приостановить выпуск модели Fiat 500L на своем предприятии в сербском городе Крагуеваце в связи также с нехваткой деталей из Китая — речь, в частности, идет о компонентах для медиасистем. Тревожная ситуация складывается и для заводов Fiat Chrysler в Италии — в частности, на севере страны из-за карантинных мероприятий под угрозой находится работа завода, где концерн выпускает свои легкие коммерческие авто.

Ну и помимо остановки заводов мировой автомобильный бизнес сильно страдает от отмены значимых выставок: отменен Женевский автосалон, перенесено автошоу в Пекине, которое должно было пройти в конце апреля. Причем под большим вопросом стоит компенсация убытков компаний, которые собирались принять участие в данных мероприятиях.

Тревожный апрель

В России помимо «Волгабаса» о сокращении темпов производства недавно заявил российский завод Nissan под Санкт-Петербургом, который переходит на работу в одну смену. И хотя представители компании официально говорят, что замедление конвейера связано с падением спроса в России, близкие к производственным кругам источники говорят о том, что Nissan начал испытывать определенные трудности с поставками комплектующих из Китая.

Зависимость от китайских компнентов признают и другие автопроизводители.

авто, автопром Фото: ТАСС

Например, ведущий российский производитель грузовиков КАМАЗ в Набережных Челнах говорит, что во второй половине марта и апреле возможна корректировка производственных планов компании, если ситуация с поставками деталей из КНР не наладится.

Крупнейший отечественный производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ, в свою очередь, также признает, что некоторые его поставщики используют китайские компоненты. Директор по коммуникациям компании Сергей Ильинский заявил, что в связи с распространением коронавируса на предприятии создан оперативный штаб, «который совместно с поставщиками первого и последующих уровней оценивает потенциальные риски для поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации». 

Озабоченно за развитием ситуации с поставкой комплектующих следят на российских предприятиях ГАЗ, УАЗ, а также на российских заводах таких иностранных автогигантов, как Hyundai, Renault, PSA Group. Представители этих компаний говорят, что на март им деталей пока хватает, но вот в апреле уже могут начаться проблемы. «Если предположить пандемию, которая охватит и Россию в том числе, то пострадают все в равной мере, — отмечает Валерий Емельянов, аналитик ИК "Фридом Финанс". — Если антивирусные меры так и будут вводиться локально в отдельных странах, то основной ущерб понесут предприятия с наименьшей долей локализации. Наиболее явный пример — это калининградский "Автотор", который выпускает Hyundai, Kia, BMW. У него уровень локализации вдвое ниже среднего по рынку — около 20 %. И хотя мы не видим предпосылок для остановки производств, нельзя исключать вероятности эмоциональных решений со стороны властей ряда регионов или городов».

«Эпидемия в Китае затронула авторынки не только стран, граничивших с КНР, но и европейские рынки, — отмечает, в свою очередь, Денис Петрунин, генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр". — Например, акции GM и Ford за неделю упали на 12 % в цене, ценные бумаги Tesla с февраля потеряли 25,9 %, а прогноз продаж новых авто в 2020 году увеличил процент падения с 0,9 до 2,5».

Удар по ценам

Впрочем, помимо карантинов и сбоя цепочек поставок по всему миру, вспышка коронавируса может заразить автопромом болезнью посерьезнее — спадом спроса на новые автомобили. Из-за того, что люди сидят дома, продавцы машин фиксируют обвал спроса: по прогнозам аналитиков, по итогам текущего года падение продаж автомобилей в Китае может превысить ощутимые 10 %. А, например, на ведущем европейском автомобильном рынке, в Германии, уже наблюдается в среднем падение продаж на 6 %.

В России основные риски продавцы авто связывают с ослаблением курса рубля — паника на биржах, снижение цены на нефть привели к тому, что российская национальная валюта заметна ослабла. Соответственно вслед за падением курса рубля неизбежно поползут вверх и цены на новые автомобили, что станет новым существенным фактором давления на продажи новых машин.

Хотя в целом участники рынка призывают не поддаваться панике. «Проблема короновируса не такого масштаба, чтобы вызвать дефицит автомобилей в России. У нас нет проблем с пополнением складов, запас автомобилей есть, а по прогнозам экспертов, в апреле ситуация пойдет на спад, и мы не ожидаем, что все это как-то значительно может отразиться на продажах, — отмечает Денис Петрунин. — Что же касается рынка автозапчастей, то в нашей стране он достаточно развит, чтобы сработать на импортозамещении или использовать контрафактные запчасти в случае крайней необходимости».