Да будет свет! Для кого зажигает лампочки в России GE?
Экспансия на новый перспективный рынок всегда рождала массу вопросов. Как лучше распорядиться инвестициями: попробовать себя сразу в нескольких отраслях или не изобретать велосипед и сконцентрироваться на одном проекте. Опыт работы крупнейшей в мире компании General Electric в России показывает, что иной раз стоит довольствоваться и синицей в руках.
Лавры славы, позволившие General Electric (GE) в конце 1990-х годов получить от американского издания The Financial Times титул «самой уважаемой в мире компании», в большей степени принадлежат легендарному Джеку Уэлчу. Самый молодой генеральный менеджер и председатель правления энергокомпании еще в 1968 году предложил путь, придерживаясь которого GE выбилась в лидеры по капитализации не только в США, но и во всем мире. «В бизнесе можно быть только первым или, в крайнем случае, вторым номером. Третье место не устраивает. Малодоходные предприятия должны быть реорганизованы, закрыты или проданы», – считает Уэлч. Целых тридцать лет GE следовала этому правилу: холдинг избавился от 300 малорентабельных предприятий, заработав на их продаже почти $15 млрд.
В 2001 году, после отставки Уэлча, почитаемого в GE наравне с основателем холдинга, изобретателем электрической лампочки Томасом Эдисоном, стратегия поменялась. Например, в России General Electric реализует множество проектов, за счет которых менеджеры американского концерна к 2008 году намерены увеличить доходы от бизнеса до $1 млрд.
Светопреставление
Если спросить первого встречного, с чем у него ассоциируется General Electric, ответ наверняка не замедлит себя ждать: «С лампочкой!» Это, конечно, близко к истине, но все же неверно. Действительно, первым продуктом GE, появившимся в молодом советском государстве не без участия Владимира Ленина, был привычный любому нехитрый бытовой прибор. В 1922 году главный инженер концерна Чарльз Штейнмец предложил услуги GE вождю пролетариата, который и зажег «зеленый свет» для американской компании в России. GE поставляла паровые и гидроэлектрогенераторы для реализации плана ГОЭЛРО, участвовала в строительстве «Днепрогэса». В 1929-м советское правительство купило у компании восемь магистральных локомотивов. Даже первый в нашей стране холодильник, изготовленный по спецзаказу ленинградского функционера Сергея Кирова, вышел из цехов GE. В 1970-е годы, когда отечественная экономика начала подсаживаться на пресловутую «нефтяную иглу», GE сделала ставку на импорт турбокомпрессорных установок и другого оборудования для сырьевой отрасли.
Более чем за 80 лет работы в России GE не удалось занять лидирующие позиции в традиционном для компании экспорте электрических лампочек. Монополия на производство и продажи лампочек в стране принадлежит отечественной компании «В.А.В.С». По оценке ее гендиректора Ивана Студеникина, из 900 млн ламп накаливания, появляющихся на российском рынке каждый год, 85% приходится на долю «В.А.В.С». Пальма первенства принадлежит GE только в секторе ламп уличного освещения. У компании есть несколько крупных проектов – освещение МКАД и Невского проспекта, а также иллюминация в центрах двух столиц.
Чувствуя, что рынок осветительных приборов – слишком зыбкая почва для экспансии, американская корпорация попыталась дифференцировать свой бизнес и зарекомендовать себя в качестве сервисного подрядчика в других отраслях экономики. В нефтегазовой отрасли самым крупным клиентом GE является «Газпром», который приобретал компрессоры для подземных хранилищ газа, а также оборудование для проекта «Голубой поток». В энергетике у General Electric также своя история. На одной из подстанций «Челябэнерго» уже более 70 лет работает трансформатор GE. Сейчас отечественные энергокомпании модернизируют свои мощности. Они отказываются от угля, переходя на более дешевый газ. В 2005 году «Белгородэнерго» уже приобрело два газотурбинных энергоблока. К аналогичным мощностям приценивается РАО «ЕЭС России».
С 1992 года двигатели GE эксплуатируются на самолетах отечественных авиакомпаний. Американскими авиадвигателями оснащены суда «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Волги-Днепра». В области инженерно-конструкторских разработок GE Aviation сотрудничает c ЦИАМ, ВСМПО и НПО «Сатурн». «Сухой» совместно с GE более десяти лет работает над адаптацией двигателя американской компании СТ7-9В под самолет Су-80ГП. Его сертификация должна завершиться в марте 2008 года.
Своя колея
В 2004 году с руководством General Electric встретился Владимир Путин. На встрече американцы обещали поделиться своими новейшими технологиями. Они собирались добиться расположения российского президента, чтобы занять место не только в небе, но и на суше нашей страны. С 1998 года руководство «Российских железных дорог» рассматривало предложения GE по проекту модернизации части большого парка старых, но достаточно крепких тепловозов, у которых износились отдельные компоненты. «Речь шла о комплектах модернизации: двигателях и компонентах, причем также не самых последних моделей, – рассказывает представитель РЖД. – GE, со своей стороны, могла бы наладить сервисную сеть в рамках этого проекта».
Кроме РЖД есть и другие российские железнодорожные компании, с которыми сотрудничает GE. Так, «Железные дороги Якутии», не входящие в состав РЖД, приобрели три тепловоза, на которых установлены механизмы американского производства.
Впрочем, список достижений американского концерна на этом пока можно завершить. Как говорят сами транспортники, локомотивы не покупают оптом, как лампочки. Процесс реализации совместного с РЖД проекта длился вплоть до 2005 года. После проведения испытаний модернизированных GE тепловозов оказалось, что «преимуществ американской модели по сравнению с российской не выявлено». «В связи с этим сотрудничество с GE по данному проекту было прекращено», – отмечают в РЖД.
Сегодня парк магистральных тепловозов РЖД составляют грузовые локомотивы производства «Лугансктепловоз» и пассажирские локомотивы «Коломенского завода». Вся инфраструктура РЖД «заточена» на обслуживание этих тепловозов. Главный конкурент GE в России в секторе магистральных тепловозов – компания «Трансмашхолдинг». Зарубежные производители аналогичной техники предпочитают «дружить» с «Трансмашхолдингом». Уже созданы совместные предприятия с немецкой Siemens, канадской Bombardier, идут переговоры с французской Alstom. Единственная ниша, которую пока не отдает GE, это производство аппаратуры связи и сигнализации. «В этом направлении мы продолжаем нашу работу с американской компанией», – сообщили «Ко» в РЖД. «Наша компания готова сотрудничать с зарубежными фирмами на определенных условиях, что подтверждается уже существующими совместными проектами», – говорит глава департамента по связям с общественностью «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. Со своей стороны, президент GE в России и СНГ Рональд Поллетт однозначно заявляет: «Если у партнеров будет интерес сделать совместный проект, почему бы и нет? Иногда дешевле строить с нуля, чем инвестировать в старые предприятия».
В начале 1990-х компании удалось стать крупнейшим поставщиком «Аэрофлота», но скоро ей, возможно, придется поделиться этим лакомым кусочком с Rolls-Royce Pls. Из 80 воздушных судов «Аэрофлота» (данные на начало августа 2006 года) 33 самолета оснащены авиадвигателями General Electric. Вместе с этим более половины «боингов» и «аэрбасов», летающих на американских турбинах, находятся в оперативном лизинге непосредственно от GE. По словам главы службы планирования и развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Сергея Колтовича, плох тот хозяин, который кладет все яйца в одну корзину. Поэтому авиаперевозчик сотрудничает с различными поставщиками. «В 2005 году мы заказали пять А320. Решив разбавить присутствие GE, мы выбрали компанию RBS Aerospace Limited, у которой оказались лучшие позиции по срокам поставок», – рассказывает он. В начале августа «Аэрофлот» провел встречу с главным конкурентом GE в мире по авиадвигателям – английской компанией Rolls-Royce Pls (не путать с производителем легендарных авто). По словам Колтовича, представители RR Pls настроены агрессивно и готовят свои предложения «Аэрофлоту».
Для General Electric начинается новая полоса конкурентной борьбы. «Поставщиков авиационной техники нужно держать в тонусе. Как только исчезает конкуренция, они начинают говорить с позиции силы», – убежден Колтович.
Жесткая посадка
В 2004 году Минэкономразвития начало расследование о нанесении ущерба отечественным производителям ламп накаливания. Результатом стало постановление правительства, установившее с 1 марта 2006 года квоту на импорт продукции. Из совокупного лимита в 136,7 млн штук в год (GE поставляет лампы в Россию со своих заводов в Венгрии) Европе выделено 31,5 млн, остальное досталось производителям Украины (8 млн), Китая (13 млн) и Киргизии (82,7 млн). Еще три года General Electric будет работать в условиях строгих ограничений. За это время отечественные предприятия рассчитывают упрочить свои позиции в данном сегменте. «С 15 сентября мы запустим линии по сборке натриевых ламп, – заявил «Ко» Иван Студеникин, генеральный директор «В.А.В.С». – Уже к концу 2006 года по плану выйдем на объем производства 500 000 ламп ежемесячно». Учитывая, что годовая емкость российского рынка натриевых ламп составляет 2,5 млн штук в год, GE, скорее всего, уже не стоит надеяться на укрепление в традиционном для себя виде бизнеса.
Отечественный рынок поликарбонатов также, похоже, не станет для GE золотой жилой. Сейчас поставщиками этой продукции в Россию являются немецкая Bayer (40%), швейцарская Dow (10%), японские Mitsubishi, Tejin, Asahi и Idemitzu (на всех – около 40%). Доля GE составляет 5%. В беседе с «Ко» конкуренты отметили непоследовательность американцев при дистрибуции своих товаров. «Они могут предложить очень высокую цену. Если клиент не согласен, то GE не идет на компромисс, а ждет, вдруг однажды покупатель согласится», – говорит представитель одного из конкурентов.
По мнению замглавы Центра политических технологий Алексея Макаркина, ошибкой GE при выходе на российский рынок стал слишком большой набор проектов: от двигателей для поездов и самолетов до товаров широкого потребления. «Они ввязались в марафон, но достигнуть финиша не могут. Это историческая ошибка GE. Давно известны случаи, когда руководство американского холдинга усложняло себе жизнь. Например, маркетингом одного из бойлеров компании занимались целых пять уровней менеджеров фирмы. Если бы холдинг концентрировался на одном, двух, максимум – трех видах деятельности, эффект был бы гораздо заметнее», – констатирует эксперт.
Но президент GE International Фердинандо Беккалли твердо убежден, что многопрофильность – главная сила компании. «Мы можем делать то, что кроме нас не может никто. Ограниченность бизнес-пространства значительно сужает горизонты, свободу маневра и творчества компании в общении с заказчиками, – говорит Беккалли. – Конечно, мы стараемся, чтобы росли все наши подразделения. Но иногда случается, что какие-то направления переживают спад. Но этот спад компенсируется ростом в других сегментах бизнеса GE. И это еще одно преимущество многопрофильной компании».
С другой стороны, глава российского подразделения концерна Рональд Поллетт видит ряд причин, по которым GE сложно быстро развиваться в России. «Одной из главных наших ошибок было то, что мы торопились», – признается он. Отсрочка реализации крупных проектов GE, по мнению Поллетта, вызвана консолидацией российской промышленности. «Только договоришься с одной компанией, как ее поглощает другая. Снова надо начинать переговоры», – делится опытом менеджер GE.
По словам аналитика ИК «Атон» Сергея Аринина, «американское оборудование предполагает высокую эффективность, но при этом очень дорого стоит. В России энергетические компании интересует не эффективность, а цена. Поэтому GE пока не может предложить лучших условий по сравнению со своими конкурентами».
По всей видимости, руководству GE стоит обратиться к проверенному опытным путем методу своего бывшего босса Джека Уэлча – «продавай низкоприбыльное, покупай перспективное». В ином случае американцам придется довольствоваться крохами, упавшими со стола более предприимчивых игроков.
Резюме Рональда Поллетта
Год рождения: 1969
Образование: в 1991 году с отличием окончил университет Колгейт (штат Нью-Йорк), специализировался в области российских исследований
Профессиональная деятельность: 2001 – настоящее время: президент GE в России и СНГ
1998: глава представительства GE в России, Белоруссии и Украине
1997: старший вице-президент компании по производству бытовой техники NORD в Донецке
1996: менеджер по развитию бизнеса отделения GE Lighting Europa в Восточной Европе
1994 – 1997: в дополнение к работе в GDA возглавил представительство GE на Украине
1993: работал в General Domectic Appliances (GDA), совместном предприятии GE и GEC в Великобритании, а затем в Донецке на Украине
1991 – 1992: финансовый аналитик инвестиционного банка компании Kidder, Peabody & Co. в Нью-Йорке
Личная информация: холост, свободно владеет русским языком, хорошо знает украинский и французский. Увлекается рыбной ловлей, водно-моторным спортом и футболом
Что такое GE в России и СНГ
Оборот в 2005 году: более $900 млн
Количество сотрудников: 1200 человек
Конкуренты по основным направлениям:
Осветительное оборудование (лампы накаливания) – В.А.В.С., Osram, Philips
Медицинское оборудование (томографы) – Siemens, Philips, Toshiba
Пластмассы (поликарбонаты) – Bayer, Dow, Mitsubishi
Энергетика (газовые турбины) – НПО «Сатурн», «Силовые машины» (ЛМЗ), «Пермские моторы», ММПП «Салют», Siemens, Alstom, Hitachi, Mitsubishi
Локомотивы дизельные (магистральные тепловозы) – «Трансмашхолдинг» («Коломенский завод», БМЗ), EMD, Bombardier, Alstom
Двигатели для гражданской авиации – «Пермские моторы», НПО «Сатурн», IAE (International Aero Engines), Pratt & Whitney, Rolls-Royce Pls
Еще по теме

