Дали по рукам
Миллиардер и участник списка Форбс Даниил Хачатуров (состояние – $1,6 млрд) рискует своей империей - компания Росгосстрах выбыла с рынка страхования автогражданской ответственности на полгода.
Переживать есть о чем – компания контролирует треть рынка, продав в 2014 году 18 млн полисов. Полисы ОСАГО Росгосстраху запретил продавать Центробанк. Официальной причиной стали многочисленные нарушения, на которые давно жаловались клиенты и за которые компанию неоднократно штрафовали.
Речь о навязывании допуслуг при оформлении ОСАГО, например, страхования жизни или оформления кредиток, а также о не предоставлении скидок за безаварийную езду. Компания даже умудрилась стать чемпионом по жалобам – на ее долю приходилось до 75% от всего объема недовольных клиентов, за апрель-мая 2015 года на неепожаловалось 2,3 тысячи автовладельцев.
В итоге Центробанк сделал Росгосстраху последнее предупреждение. “Центробанк получил не так давно сферу страхования под свой контроль, и теперь наводит в ней порядок”, - говорит член совета директоров Группы содействия Дельта” Глеб Виленский.
Потери компании от запрета на ОСАГО оцениваются в 13 млрд рублей – подействующим полисам придется платить. Цифра сама по себе не критичная – примерно столько же собирается по полисам страхования от несчастных случаев. Однако на продажу полисов ОСАГО приходится около трети выручки группы компании (около 52 млрд рублей), а это серьезно.
Именно на рост в секторе ОСАГО делал ставку еще в начале мая сам Хачатуров и теперь здесь ищут обходные пути. К примеру, полисы не запрещено продавать компании ОАО «Росгосстрах».
Непростая ситуация складывается и на всем рынке ОСАГО – на Росгосстрах приходится почти половина всех проданных в России полисов (18 млн из 42), в денежном выражении это треть рынка (составляет 150 млрд рублей). Занять место главного страховщика есть кому – это и ВСК, и Ингосстрах, и СОГАЗ с РЕСО-гарантией. Однако часть клиентов рискует остаться без полисов – у Россгостраха самая большая филиальная сеть в стране, и есть места, где клиентам попросту больше не к кому обратиться.
Впрочем, полагает Глеб Виленский, Хачатруров постарается исправить ситуацию в самые сжатые сроки: остановка в работе в самом массовом секторе страхования влечет за собой кассовый разрыв.
Кроме того, стоит учитывать и репутационный ущерб компании. На кону прежде всего доверие клиентов корпоративных, которые могут оказываться от услуг компании в других сферах страхования, например, недвижимости и пр.
Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование»:
"Решение Центрального банка стало неожиданным для нас, как, наверное, и для всего рынка. Сейчас главная задача, которая стоит перед рынком, - обеспечить продажу полисов автомобилистам, которые планировали застраховать автогражданскую ответственность в «Росгосстрахе», в максимально комфортном для них режиме: не допустить очередей, если нужно оказать консультационную поддержку. Для решения этой задачи мы выделим дополнительные ресурсы – в тех офисах, с точки зрения качества обслуживания и его оперативности в наших офисах уже все хорошо."
Евгения Пруслина, pr-директор Bbagency:
"ОСАГО является обязательным видом страхования и поэтому запрет РГС на его продажу никак не отразится на снижении общего количества продаваемых в России полисов, но чем дольше будет длиться запрет для РГС тем больше будет происходить перераспределение долей этого рынка в пользу других крупных федеральных страховых компаний (из которых можно отметить РЕСО, ВСК, Ингосстрах и др.), чьи собственные офисы продаж и агенты есть во многих городах России. Несколько сложнее может сложиться ситуация в сельской местности – ведь зачастую РГС была там единственно присутствующей страховой компанией. Выходом из данной ситуации скорее всего станет расширение агентских сетей других страховых компаний, возможно и за счет сотрудников РГС.
Каждый день действия запрета на продажу ОСАГО обходится РГС в снижение общих продаж на 140-160 млн. руб. Какая же будет общая сумму потерь для этой страховой компании говорить сейчас сложно – но если запрет все-таки будет действовать все 6 месяцев изначально установленных ЦБ (в чем многие эксперты очень сомневаются), то план РГС по сборам в 2015 г. по ОСАГО недосчитается примерно 30 млрд. руб., что в свою очередь (с учетом расходов на выплаты и расходов на ведение дела) снизит валовую прибыль РГС ориентировочно на 12 млрд.руб.
В 2014 г. около трети всех сборов РГС составили поступления от продаж ОСАГО. Глава РГС Данил Хачатуров несколько недель назад объявил что своим решением установил новый общий план по всем видам страхования на 2015 год в размере 200 млрд.руб. – т.е. в случае 6-месячного запрета по ОСАГО этот план возможно будет не выполнен на четверть, а может быть даже и на треть (т.к. ОСАГО зачастую выступает продуктом-локомотивом позволяющим быть с клиентом в контакте и продавать ему еще и другие виды страхования).
Общие сборы по ОСАГО в 2014 году составили около 150 млрд. рублей (оформлено более 42 млн. полисов), из них на долю Росгосстраха пришлось около 30% по сумме (примерно 52 млрд.) и 40% по количеству (более 16 млн. полисов). В связи с недавним повышением тарифов на ОСАГО – на 2015 год прогнозируются сборы по этому виду страхования не менее чем в 190 млрд.руб."
Александр Май, председатель правления и генеральный директор ЗАСО «Эрго Русь»:
"Подобного поворота событий – речь о временном запрете для «Росгосстраха» продавать полисы ОСАГО – никто на рынке не ожидал, тем более что декларируемые Центробанком причины такого решения выглядят как минимум не слишком убедительно.
Центробанк упоминает о 2300 жалобах, поступивших от клиентов компании за последние два месяца. Между тем это число по сравнению с объемом продаваемых «Росгосстрахом» полисов, – а речь идет почти о 2 млн полисов за тот же период! – крайне незначительно и находится в пределах статической погрешности. И из-за этого столь жестко поступить с лидером рынка… В качестве причины для приостановки работы компании на рынке ОСАГО выглядит натянуто, на мой взгляд. В таком случае наказание попросту несопоставимо с нарушением. Этот вопрос можно было бы решить, к примеру, штрафами, только не в полмиллиона рублей, разумеется.
Если речь идет о «воспитательной» мере в отношении главного игрока страхового рынка, это неоправданно жесткий метод. Я бы сравнил это с ситуацией, когда за переход дороги на красный свет полицейский вместо штрафа применяет к пешеходу расстрел на месте. Да, пешеход нарушил правила, но заслуживает ли он казни?
Ведь в России «шалят» практически все страховые компании. Это и завышенные комиссии, и вывод центров урегулирования из крупных городов в небольшие райцентры. В последние три года претензии были ко всем. Поэтому, возможно, причины принятого решения несколько иные.
Давно было понятно, что за страхование в России взялись, ведь это на самом деле большой, перспективный рынок и серьезный актив. На Западе доля страхового сегмента в финансовом рынке – почти половина, в России он тоже становится весьма заметным активом, особенно после повышения тарифов страхования по тому же ОСАГО. Да, ОСАГО было убыточным до октября 2014 г., но не сейчас, когда подняты тарифы. Да, увеличилась и сумма покрытия, но по сравнению с европейскими странами она все еще невелика. Если продавать полисы по самой высокой ценовой планке, убыточность на всем рынке можно оценить в 60%, а это очень прилично. И этот год, я думаю, для страховщиков будет прибыльным с точки зрения ОСАГО. При этом «Росгосстрах» на рынке страхового ритейла – крупнейший игрок.
А если этот сегмент будет расти, зачем его отдавать на откуп частному бизнесу? Почему бы не сделать так, чтобы на рынке было один-два крупных игрока, контролируемых государством, и пара частных – для отвода глаз?
Я не удивлюсь, если через месяц мы узнаем о продаже «Росгосстраха» какому-нибудь иному собственнику.
К тому же, явно наметилась тенденция, когда приватизированные в прошлом активы обретают государственного собственника либо, так или иначе, начинают контролироваться государством. Вспомните, например, про ТНК-BP или «Башнефть»...
К сожалению, доминирующий игрок, которым является «Росгосстрах», все эти годы, по моему мнению, не заботился о долгосрочном развитии рынка. А роль главного игрока именно в этом и заключается, она должна быть стратегической, когда вы работаете на долгую перспективу и развиваете цивилизованный рынок. Впрочем, опять же не исключаю, что речь идет о «воспитательной» мере и наведении порядка. В таком случае «Росгосстрах» очень быстро вернется «в строй», устранив все имеющиеся недостатки, на которые ему указал Центробанк."