Дальний офшор


И все мировые зоны комфортного налогообложения не кажутся теперь безопасными и надежными.

Эта обстановка неопределенности и возросших рисков, которая возникает для огромной массы капиталов в мире, для российской юрисдикции могла бы стать возможностью сделать сильный ход. Испугавшийся капитал станет искать место приложения, применения в других инструментах. А нам, России, есть что предложить. Для этого существуют объективные предпосылки.

В целом отечественная экономика не так плохо выглядит. Третий в мире золотовалютный резерв. Бюджет бездефицитный. Низкая инфляция, приближающаяся к уровню развитых стран. Отсутствие значительных долговых обязательств. Большие бюджетные резервы - Резервный фонд, Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния. Так что Россия на макроэкономическом уровне очень привлекательна относительно других государств. И идея создания своей офшорной зоны, высказанная премьер-министром Дмитрием Медведевым, представляется верной по существу. Конечно, требуются доработки в деталях, но в целом это стратегически грамотный ход мыслей.

Еще до кризиса Кипра российские власти пошли по пути установления специального налогового режима для новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Состоялось соответствующее заседание президиума Госсовета, президент дал определенные поручения, которые сейчас исполняются. О чем идет речь? О предоставлении для инвестпроектов на Дальнем Востоке налоговых каникул. Срок в зависимости от размера инвестиций - от трех до пяти лет по налогу на прибыль и на имущество. То есть тренд уже задан. И кипрский кризис - основание сделать более решительные шаги.

Например, установить на Дальнем Востоке постоянный, комфортный, стимулирующий экономическое развитие налоговый режим. А в качестве базы взять прямой аналог - ставки по налогам в Казахстане.

Смысл в том, что мы создадим дальневосточный противовес казахстанской юрисдикции, способный принять капиталы, ищущие себе применение в связи с возросшими рисками во всей европейской системе. Напомню, что в Казахстане НДС - 12%, подоходный налог - 10%, социальный налог - 11%, налог на прибыль - 15%. Вот такие ставки были бы приемлемы для нас. Еще одна особенность - инвестиции, которые придут на Дальний Восток, будут ориентированы не на европейский рынок, а на динамично развивающийся рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, куда смещается центр экономического развития. Напомню, что, по прогнозам, к 2016 г. китайская экономика станет первой в мире. И противостоять КНР с ее полуторамиллиардным населением региону с семимиллионным населением крайне сложно. А под такие низкие налоги мы наконец-то смогли бы экономически развить и территориально обустроить Дальний Восток. И это шанс в долгосрочном плане решить самую острую с точки зрения национальной безопасности, самую болезненную проблему - снять угрозу утраты нашего Дальнего Востока.

Сегодняшняя реальность - это конкуренция юрисдикций. Более привлекательные условия - больше инвестиций. Время сделать свой ход.

У правительства есть для этого серьезная мотивация: падение промышленного производства в феврале на 2% при росте ВВП на 0,1%, то есть фактически нулевом. Когда мы имеем угасающую экономику, с одной стороны, а с другой - деньги, которые будут искать себе приложение, это серьезное основание задуматься о тех решениях, что адекватны привлечению этого капитала.