«Дамы хорошего уровня дохода достают из закромов брендовые вещи»
Мировые продажи секонд-хенда в прошлом году выросли почти на треть, а взрывной рост спроса на этот сегмент эксперты прогнозируют к 2027 году. Помимо моды на осознанное потребление, свой вклад внесла инфляция, а в России — еще и уход международных брендов. Как аудитория «гаражных распродаж» теперь реагирует на H&M и Zara, какие сумки улетают быстрее других, и как 2023-й год стал временем расцвета комиссионок — в материале «Компании».
Первая причина: экология
На фоне экологических проблем в мире набирает обороты осознанное потребление. Стимулируют повторное использование товаров и власти: правительство Франции в июле объявило о специальной программе компенсации расходов граждан на ремонт одежды и обуви. Лишь бы не плодили свалки!
В рамках этой инициативы люди смогут вернуть от 6 до 25 евро за починку одежды, пишет The Guardian. Для этого французам нужно будет обратиться за ремонтом в швейные и обувные мастерские, задействованные в акции (а присоединиться к ней приглашают всех). Курировать программу будет экологическая организация Refashion. Всего на программу планируют направить 154 миллиона евро, она рассчитана на пять лет. Источник выплат — правительственный фонд.
Таким образом французское правительство борется с «быстрой модой» и издержками текстильной промышленности, ежегодные выбросы CO2 в атмосферу которой превышают миллиард тонн. Это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства вместе взятых.
Озабоченность французских властей легко объяснима: объем текстильных отходов в стране составляет около 700 тысяч тонн в год. Две трети от этого количества оказывается на свалках. По данным издания, в мире каждый год продается около более 100 миллиардов текстильных изделий, а на каждого француза в среднем приходится 10,5 килограмма одежды в год.
Вторая причина: инфляция
Росту осознанного потребления способствует и экономический фактор. Мировые продажи секонд-хенда в прошлом году выросли на 28% (год к году), достигнув 177 миллиардов долларов, следует из отчета маркетплейса ThredUp Inc.
Популярность товаров повторного потребления растет по мере роста инфляции, отмечают эксперты. При этом выгоду получают как продавцы, так и покупатели. Для одних это возможность заработать на перепродаже, для других — способ купить товары по более низкой цене.
Авторы отчета прогнозируют, что уже к 2027 году мировые объемы продаж в секонд-хенде достигнут 351 миллиарда долларов.
«По разным оценкам, от половины до трех четвертей граждан развитых стран становятся участниками ресейла на постоянной основе. И российские потребители не исключение», — отметил в разговоре с «Компанией» декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин. Драйверами, по его словам, выступают инфляционное давление на сегмент FMCG (товары повседневного спроса. — Прим. ред.) со снижением доходов населения с одной стороны, и курс на разумное потребление — с другой.
Третья причина: уход брендов
В России на рост ресейла и секонд-хенда влияет еще один фактор, связанный с событиями последних двух лет. Это уход из страны зарубежных брендов и отказ от работы с россиянами крупнейших модных домов, таких, как Chanel и Louis Vuitton.
«После того, как бренды объявляли о своем уходе с российского рынка, продажи в Second Friend Store (первая в России ресейл-платформа для продажи и покупки вещей премиальных брендов. — Прим. ред.) показали максимум за все время. После первого шокового месяца, сопровождающегося ростом сделок в 2 раза, продажи стабилизировались, однако положительный тренд сохранился на весь год», — отметила бренд-директор Second Friend Store Екатерина Ромашко.
По сравнению с 2021 годом средний чек на платформе в прошлом году вырос на 30%. «Рост среднего чека – очень важный показатель для нашего бизнеса, потому что мы выбрали для себя дорогую бизнес-модель предоставления ресейл-сервиса полного цикла (full steak resale service). Мы снимаем с клиента все заботы по продаже вещи, берем на себя функцию хранения, фотосъемки, публикации и продажи», — разъяснила принцип работы ресейл-проекта Ромашко.
По данным аналитиков Юkassa, после ухода из России многих брендов одежды и обуви, спрос на эти категории товаров продолжил расти. Только в первом квартале 2023 года платежи в магазинах мужской и женской одежды выросли в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Покупок тоже стало втрое больше, а средний чек увеличился на 10% и составил 12 218 рублей.
Аналитики связывают это не только с развитием локальных брендов, но и с увеличением числа покупок в секонд-хэндах и на платформах ресейла.
Рынок реагирует соответствующе. Как рассказали «Компании» в Юkassa, в Москве за последний год открылось несколько офлайн-магазинов ресейла. ЦУМ создал платформу для перепродажи люксовых брендов, а Lamoda в партнерстве с Second Friend Store запустила в онлайне ресейл сумок. С января по май 2023-го количество вещей, выставляемых к реализации на платформе Second Friend Store, увеличилось на 35%, а продажи — на 36%.
Уход западных компаний ощутим и для менее изысканного потребителя. «Если раньше на нашем Гараж Сейле люди охотились в основном за какими-то лимитированными коллекциями и морщились при виде H&M или Zara, то сейчас реакция другая. Находя вещи этих брендов, потребители радуются», — рассказала «Компании» основательница Ленинградского Гараж Сейла (гаражная ярмарка-распродажа) Анна Стулихина.
Потому что это модно
«Проектом Гараж Сейл я начала заниматься пять лет назад. И могу сказать, что сейчас вещи, которые ранее были в употреблении, в максимальном тренде, — подчеркнула Стулихина. — Сегодня мы можем видеть на красной дорожке звезд в винтажных платьях от Versace, и это очень сильно всеми поощряется. Также до нас дошел термин preloved, то есть вещь, которую любили ранее. Это в основном касается сумок и каких-то культовых вещей из прошлых коллекций».
В России секонд-хенд не то что становится модным, это уже некоторый культ. До маленьких городов он пока не добрался, но в Москве секонд-хенд и винтаж — это максимальный уровень моды, отмечает собеседница «Компании». «Найти какую-то винтажную куртку Harley Davidson — это очень круто. Оторвать винтажный плащ Burberry — тоже супер. Тенденции меняются, и история с осознанной модой активно проникает в умы. Если раньше модно было сказать "я купила себе босоножки Gucci в ЦУМе", теперь гораздо круче звучит "я купила себе босоножки Gucci за 3 тысячи на Гараж Сейл"», — убеждена Стулихина.
Отдельная история, по ее словам, — трендовые сумки. Со скоростью света в России сегодня улетают такие бренды, как Fendi, Louis Vuitton, Gucci, Gucci Jackie, Louis Vuitton — Speedy. Ценник на них в последние годы практически не поменялся (как и в целом на весь люкс). А вот люди в своем подходе к покупкам стали более избирательны. «В том же сегменте винтажных сумок потребитель сегодня предпочитает купить одну дорогую, но более качественную вещь, чем четыре дешевых», — заключает собеседница «Компании».
По словам Екатерины Ромашко, общий уровень принятия вторичного потребления в России растет, и подтверждением служит тот факт, что продавцы вещей все чаще становятся и покупателями. «Раньше это были совершенно разные аудитории. Сейчас те же самые люди готовы продать сумку и тут же рассмотреть покупку другой», — обозначает она новые тенденции.
Топ самых популярных брендов, по словам представительницы ресейл-проекта, остается неизменным. Это Gucci, Prada, Louis Vuitton, Chanel, Burberry, Celine, Dior, Valentino. Все чаще в десятку самых продаваемых брендов попадает и Hermes. На перечисленные бренды в прошлом году пришлось 25% изделий, проданных на ресейл-платформе. Также в Second Friend Store фиксируют высокий интерес к более новым люксовым маркам, например, Khaite или чуть более демократичным — Nanushka, Jacquemus, J.W. Anderson.
Расцвет комиссионок
Число участников распродаж с каждым годом растет, но покупателей в 2022-2023 годы становится меньше, констатирует основательница Гараж Сейл. «Дамы хорошего уровня дохода достают из закромов свои брендовые вещи и продают их. При этом покупательская способность снизилась, и люди теперь тратят деньги или на то, что им очень сильно понравилось, или на что-то очень дешевое. В этом смысле сейчас тяжело живется и маркетам, и продавцам», — делится Стулихина.
Сложившаяся ситуация исключает возможности роста цен. Байеры теперь стараются находить более дешевые варианты, либо делать наценку поменьше, отмечает она.
Об этом же говорит и владелец магазина секонд-хэнда «Ничего подобного» Олег Марковский. На фоне роста курса доллара и евро товары выросли в цене, но дальше такая политика чревата потерей потребителя. «Сегодня секонды ценник поднимать не хотят. Те, кто везет в Россию товар европейской или американской сборки, вынуждены платить по выросшему курсу. Поэтому многие из них жертвуют качеством, закупаясь в каких-то более дешевых европейских сетевиках», — объясняет он.
Внутри этого рынка в основном идет перекупка: более мелкие секонд-хэнды перекупают у более крупных то, что осталось (также востребован в этом плане Avito). Ассортимент сегодняшних секондов, по словам основательницы Гараж Сейла, крайне беден. «Зато сейчас очень хорошо живут комиссионки. Люди, хранившие классную одежду до лучших времен, несут ее туда в надежде продать и потратить эти деньги на что-то другое», — рассказывает она.
Снижение покупательской способности — действительно один из основных рисков, существующих сегодня в этом сегменте, признают в Second Friend Store. Но сами пока не ощутили этого. «Можно предположить, что мы работаем с достаточно обеспеченной аудиторией, которая не готова отказаться от потребления товаров категории fashion и ищет доступные альтернативы вещей любимых люксовых марок», — рассуждают здесь.
По данным мартовского опроса ЮMoney (приняли участие более тысячи человек), 52% покупателей никогда не приобретали вещи на платформах ресейла, а 37% опрошенных покупают на таких площадках уже несколько лет. Еще 3% пользователей стали аудиторией ресейл-платформ после ухода из России популярных брендов, а 8% респондентов пока не покупали на таких площадках, но планируют начать.