Top.Mail.Ru
рынки

«Дамы хорошего уровня дохода достают из закромов брендовые вещи»

Фото: Second Friend Store Фото: Second Friend Store

Мировые продажи секонд-хенда в прошлом году выросли почти на треть, а взрывной рост спроса на этот сегмент эксперты прогнозируют к 2027 году. Помимо моды на осознанное потребление, свой вклад внесла инфляция, а в России — еще и уход международных брендов. Как аудитория «гаражных распродаж» теперь реагирует на H&M и Zara, какие сумки улетают быстрее других, и как 2023-й год стал временем расцвета комиссионок — в материале «Компании».

Первая причина: экология

На фоне экологических проблем в мире набирает обороты осознанное потребление. Стимулируют повторное использование товаров и власти: правительство Франции в июле объявило о специальной программе компенсации расходов граждан на ремонт одежды и обуви. Лишь бы не плодили свалки!

В рамках этой инициативы люди смогут вернуть от 6 до 25 евро за починку одежды, пишет The Guardian. Для этого французам нужно будет обратиться за ремонтом в швейные и обувные мастерские, задействованные в акции (а присоединиться к ней приглашают всех). Курировать программу будет экологическая организация Refashion. Всего на программу планируют направить 154 миллиона евро, она рассчитана на пять лет. Источник выплат — правительственный фонд. 

Таким образом французское правительство борется с «быстрой модой» и издержками текстильной промышленности, ежегодные выбросы CO2 в атмосферу которой превышают миллиард тонн. Это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства вместе взятых.

Озабоченность французских властей легко объяснима: объем текстильных отходов в стране составляет около 700 тысяч тонн в год. Две трети от этого количества оказывается на свалках. По данным издания, в мире каждый год продается около более 100 миллиардов текстильных изделий, а на каждого француза в среднем приходится 10,5 килограмма одежды в год.

Вторая причина: инфляция

Росту осознанного потребления способствует и экономический фактор. Мировые продажи секонд-хенда в прошлом году выросли на 28% (год к году), достигнув 177 миллиардов долларов, следует из отчета маркетплейса ThredUp Inc, на который ссылается Bloomberg. 

Популярность товаров повторного потребления растет по мере роста инфляции, отмечают эксперты. При этом выгоду получают как продавцы, так и покупатели. Для одних это возможность заработать на перепродаже, для других — способ купить товары по более низкой цене.

Авторы отчета прогнозируют, что уже к 2027 году мировые объемы продаж в секонд-хенде достигнут 351 миллиарда долларов.

«По разным оценкам, от половины до трех четвертей граждан развитых стран становятся участниками ресейла на постоянной основе. И российские потребители не исключение», — отметил в разговоре с «Компанией» декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин. Драйверами, по его словам, выступают инфляционное давление на сегмент FMCG (товары повседневного спроса. — Прим. ред.) со снижением доходов населения с одной стороны, и курс на разумное потребление — с другой. 

Рынок одежды - доли онлайн продаж и секонд-хэндаРынок одежды в мире: доли онлайн продаж и секонд-хенда (%). Источник: Statista Market Insights

Третья причина: уход брендов

В России на рост ресейла и секонд-хенда влияет еще один фактор, связанный с событиями последних двух лет. Это уход из страны зарубежных брендов и отказ от работы с россиянами крупнейших модных домов, таких, как Chanel и Louis Vuitton. 

«После того, как бренды объявляли о своем уходе с российского рынка, продажи в  Second Friend Store (первая в России ресейл-платформа для продажи и покупки вещей премиальных брендов. — Прим. ред.) показали максимум за все время. После первого шокового месяца, сопровождающегося ростом сделок в 2 раза, продажи стабилизировались, однако положительный тренд сохранился на весь год», — отметила бренд-директор Second Friend Store Екатерина Ромашко.

По сравнению с 2021 годом средний чек на платформе в прошлом году вырос на 30%. «Рост среднего чека – очень важный показатель для нашего бизнеса, потому что мы выбрали для себя дорогую бизнес-модель предоставления ресейл-сервиса полного цикла (full steak resale service). Мы снимаем с клиента все заботы по продаже вещи, берем на себя функцию хранения, фотосъемки, публикации и продажи», — разъяснила принцип работы ресейл-проекта Ромашко.

По данным аналитиков Юkassa, после ухода из России многих брендов одежды и обуви, спрос на эти категории товаров продолжил расти. Только в первом квартале 2023 года платежи в магазинах мужской и женской одежды выросли в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Покупок тоже стало втрое больше, а средний чек увеличился на 10% и составил 12 218 рублей.

Аналитики связывают это не только с развитием локальных брендов, но и с увеличением числа покупок в секонд-хэндах и на платформах ресейла.

прочитать весь текст

Рынок реагирует соответствующе. Как рассказали «Компании» в Юkassa, в Москве за последний год открылось несколько офлайн-магазинов ресейла. ЦУМ создал платформу для перепродажи люксовых брендов, а Lamoda в партнерстве с Second Friend Store запустила в онлайне ресейл сумок. С января по май 2023-го количество вещей, выставляемых к реализации на платформе Second Friend Store, увеличилось на 35%, а продажи — на 36%. 

Уход западных компаний ощутим и для менее изысканного потребителя. «Если раньше на нашем Гараж Сейле люди охотились в основном за какими-то лимитированными коллекциями и морщились при виде H&M или Zara, то сейчас реакция другая. Находя вещи этих брендов, потребители радуются», — рассказала «Компании» основательница Ленинградского Гараж Сейла (гаражная ярмарка-распродажа) Анна Стулихина.

Потому что это модно

«Проектом Гараж Сейл я начала заниматься пять лет назад. И могу сказать, что сейчас вещи, которые ранее были в употреблении, в максимальном тренде, —  подчеркнула Стулихина. — Сегодня мы можем видеть на красной дорожке звезд в винтажных платьях от Versace, и это очень сильно всеми поощряется. Также до нас дошел термин preloved, то есть вещь, которую любили ранее. Это в основном касается сумок и каких-то культовых вещей из прошлых коллекций».

В России секонд-хенд не то что становится модным, это уже некоторый культ. До маленьких городов он пока не добрался, но в Москве секонд-хенд и винтаж — это максимальный уровень моды, отмечает собеседница «Компании». «Найти какую-то винтажную куртку Harley Davidson — это очень круто. Оторвать винтажный плащ Burberry — тоже супер. Тенденции меняются, и история с осознанной модой активно проникает в умы. Если раньше модно было сказать "‎я купила себе босоножки Gucci в ЦУМе"‎, теперь гораздо круче звучит "‎я купила себе босоножки Gucci за 3 тысячи на Гараж Сейл"‎», — убеждена Стулихина.

Отдельная история, по ее словам, — трендовые сумки. Со скоростью света в России сегодня улетают такие бренды, как Fendi, Louis Vuitton, Gucci, Gucci Jackie, Louis Vuitton — Speedy. Ценник на них в последние годы практически не поменялся (как и в целом на весь люкс). А вот люди в своем подходе к покупкам стали более избирательны. «В том же сегменте винтажных сумок потребитель сегодня предпочитает купить одну дорогую, но более качественную вещь, чем четыре дешевых», — заключает собеседница «Компании». 

По словам Екатерины Ромашко, общий уровень принятия вторичного потребления в России растет, и подтверждением служит тот факт, что продавцы вещей все чаще становятся и покупателями. «Раньше это были совершенно разные аудитории. Сейчас те же самые люди готовы продать сумку и тут же рассмотреть покупку другой», — обозначает она новые тенденции. 

Топ самых популярных брендов, по словам представительницы ресейл-проекта, остается неизменным. Это Gucci, Prada, Louis Vuitton, Chanel, Burberry, Celine, Dior, Valentino. Все чаще в десятку самых продаваемых брендов попадает и Hermes. На перечисленные бренды в прошлом году пришлось 25% изделий, проданных на ресейл-платформе.  Также в Second Friend Store фиксируют высокий интерес к более новым люксовым маркам, например, Khaite или чуть более демократичным — Nanushka, Jacquemus, J.W. Anderson.

Расцвет комиссионок

Число участников распродаж с каждым годом растет, но покупателей в 2022-2023 годы становится меньше, констатирует основательница Гараж Сейл. «Дамы хорошего уровня дохода достают из закромов свои брендовые вещи и продают их. При этом покупательская способность снизилась, и люди теперь тратят деньги или на то, что им очень сильно понравилось, или на что-то очень дешевое. В этом смысле сейчас тяжело живется и маркетам, и продавцам», — делится Стулихина. 

Сложившаяся ситуация исключает возможности роста цен. Байеры теперь стараются находить более дешевые варианты, либо делать наценку поменьше, отмечает она.

Об этом же говорит и владелец магазина секонд-хэнда «Ничего подобного» Олег Марковский. На фоне роста курса доллара и евро товары выросли в цене, но дальше такая политика чревата потерей потребителя. «Сегодня секонды ценник поднимать не хотят. Те, кто везет в Россию товар европейской или американской сборки, вынуждены платить по выросшему курсу. Поэтому многие из них жертвуют качеством, закупаясь в каких-то более дешевых европейских сетевиках», — объясняет он.

Внутри этого рынка в основном идет перекупка: более мелкие секонд-хэнды перекупают у более крупных то, что осталось (также востребован в этом плане Avito). Ассортимент сегодняшних секондов, по словам основательницы Гараж Сейла, крайне беден. «Зато сейчас очень хорошо живут комиссионки. Люди, хранившие классную одежду до лучших времен, несут ее туда в надежде продать и потратить эти деньги на что-то другое», — рассказывает она. 

Снижение покупательской способности — действительно один из основных рисков, существующих сегодня в этом сегменте, признают в Second Friend Store. Но сами пока не ощутили этого. «Можно предположить, что мы работаем с достаточно обеспеченной аудиторией, которая не готова отказаться от потребления товаров категории fashion и ищет доступные альтернативы вещей любимых люксовых марок», — рассуждают здесь.

По данным мартовского опроса ЮMoney (приняли участие более тысячи человек), 52% покупателей никогда не приобретали вещи на платформах ресейла, а 37% опрошенных покупают на таких площадках уже несколько лет. Еще 3% пользователей стали аудиторией ресейл-платформ после ухода из России популярных брендов, а 8% респондентов пока не покупали на таких площадках, но планируют начать.

Еще по теме