Top.Mail.Ru
архив

Дан приказ ему на Запад

Покупка «Газпромом» транспортных и сбытовых активов в Европе приобретает массовый характер. Создание подконтрольной экспортной сети, по мнению аналитиков, укрепит монопольный статус компании. Проблема лишь в том, что газовый концерн ведет европейскую экспансию без какой-либо цельной программы действий.

 

Собственная европейская сеть являлась для «Газпрома» заветной мечтой, отраслевым «эльдорадо» с момента его создания. Манила газовиков в первую очередь огромная разница цен. Внутри страны цена за тысячу кубометров газа даже в лучшие годы (1992 – 1997) не поднималась выше $55. Причем эти тарифы были по сути виртуальными, платить по ним потребители были не в состоянии. Так что годы высоких цен запомнились в основном тотальными неплатежами и поголовным бартером. Цены экспортных контрактов в то время были выше почти на 50%, и платили по ним вполне аккуратно. После дефолта 1998 года и последовавшей девальвации разрыв между внутренними и экспортными ценами увеличился в разы. В 2002-м российские компании платили в среднем по $15 за тысячу кубов газа, на немецкой границе цена составляла около $120, внутригерманским потребителям он обходился уже почти в $220. Ощущаете разницу?

Схожая ситуация существует почти во всех европейских странах. Устоять перед таким искушением, несмотря на серьезные проблемы с доступом на внутренние рынки, «Газпром», конечно, не мог. По мнению заместителя председателя правления «Газпрома» Юрия Комарова, курирующего экспорт, рост зарубежных сбытовых и транспортных активов является необходимым условием развития компании. «В газовом бизнесе, особенно в условиях либерализации, возможность непосредственного присутствия на рынке будет необычайно важна. Здесь есть масса возможностей получения прибыли», – отмечает Комаров.

 

Пробный шар

Попытки выстроить собственный европейский сбыт «Газпром» начал предпринимать уже давно. В 1991 году российские газовики попытались на приватизационном аукционе купить 25,1% акций компании Verbundnetz Gas (VNG), контролировавшей сбыт газа на территории бывшей ГДР. Партнером «Газпрома» в этой сделке должен был стать немецкий концерн BASF. Однако по формальным признакам «Газпром» не допустили даже до участия в конкурсе. В результате акции VNG достались Ruhrgas. В ответ «обиженные» «Газпром» и BASF, в лице «дочки» последнего – Wintershall, создали СП под названием Wingas (65% – Wintershall, 35% – «Газпром»). Оно начало строить и эксплуатировать магистральные газопроводы в Германии и конкурировать с Ruhrgas, захватив к настоящему времени уже более 15% оптового рынка газа в стране.

Изменились за прошедшие годы и отношения бывших конкурентов по приватизационному конкурсу. Ruhrgas стал одним из главных партнеров и владельцем акций «Газпрома». Шанс реализовать это преимущество появился после объединения Ruhrgas и E.ON (крупнейшей европейской энергетической компании). Разрешив сделку по слиянию, немецкое правительство обязало партнеров до 31 июля 2003 года продать принадлежащие им акции VNG (Ruhrgas – 36,6%, E.ON – 5,26%). При этом по решению государства 10% VNG должно достаться муниципалитетам Восточной Германии, 26,6% – стратегическому инвестору, а 5,26% E.ON должен продать любому из оставшихся акционеров VNG. По имеющейся информации, основным претендентом на роль стратегического инвестора сейчас считается альянс «Газпрома» и Wintershall (кстати, уже владеющей 15% VNG). В случае консолидации у альянса крупного (возможно, даже контрольного) пакета акций, от него будет зависеть доступ на восточногерманский газовый рынок. А у «Газпрома» появится «почти свой» канал выхода на немецкого потребителя со всеми вытекающими выгодными последствиями.

 

Далее – везде

Параллельно с подготовкой покупки немецкой VNG «Газпром» активизирует свою деятельность и в других европейских странах. В ближайшие месяцы компания намерена воспользоваться опционом на выкуп 16,3% акций словацкой газотранспортной компании Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP) у Ruhrgas и Gas de France. Сделка по SPP для «Газпрома» имеет стратегическое значение. Российская компания ежегодно перегоняет около 70% от общего объема своего европейского экспорта (90 млрд куб. м газа) по системе трубопроводов Словакии. Интересно, что год назад в марте, когда 49% акций SPP были приобретены на приватизационном тендере консорциумом в составе «Газпрома», Ruhrgas и Gas de France, с российской компанией случился конфуз. По соглашению участники консорциума имели право на равные доли приобретения. При общей стоимости пакета в $2,7 млрд финансовый вклад каждой из сторон должен был составить $900 млн. Однако раздобыть в срок эти средства «Газпрому» не удалось. В результате, чтобы не испортить все дело, за него рассчитались остальные участники консорциума, а «Газпром» получил двухлетний опцион на выкуп акций у партнеров.

Скупка транспортных активов идет и на южноевропейском направлении. В конце прошлого года стало известно, что «Газпром» решил участвовать в покупке 35% акций греческой нефтегазовой корпорации DEPA. Причиной внезапного интереса «Газпрома» к этой компании стало ее потенциальное участие в проекте по транспортировке среднеазиатского газа в Европу – через территорию Турции, далее в Грецию, через море в Италию, а там и до Франции с Германией рукой подать. В результате над «Газпромом» нависла угроза того, что помимо уже привычных основных конкурентов в поставках сетевого газа на европейский рынок – Норвегии и Алжира – может появиться еще один, но значительно более мощный. И если российский гигант не в состоянии запретить Ирану, Азербайджану и Туркмении добывать газ, то поучаствовать в контроле над его транспортировкой вполне в силах.

По мнению эксперта ИК «Проспект» Дмитрия Царегородцева, транспортные активы более интересны для газового концерна на начальном этапе, но в перспективе «Газпром» будет концентрироваться на распределительных сетях (так называемой последней миле). Эта точка зрения подтверждается, в частности, недавним решением компании довести до 50% свой 31-процентный пакет акций в капитале венгерского газового трейдера Panrusgas. По информации газеты «Ведомости», продать акции согласились венгерский банк AEB (9%) и фирма «Интерпроком» (10%), которой владеют родственники бывших топ-менеджеров «Газпрома». Несмотря на незначительный масштаб этой сделки (ориентировочная стоимость около $170 000), ее значение для «Газпрома» достаточно велико. Венгрия ежегодно закупает около 9 млрд куб. м российского газа. Panrusgas является посредником между «Газпромом» и местным нефтехимическим концерном MOL (занимается сбытом газа), которому принадлежат оставшиеся 50% Panrusgas. Однако после присоединения Венгрии к ЕС венгерское правительство будет обязано начать либерализацию своего рынка газа, в том числе увеличить число сбытовых компаний. В нынешней ситуации, по мнению аналитика инвесткомпании «АВК» Александры Вертлюгиной, у Panrusgas появляются все основания претендовать на этот статус, а «Газпром» сможет продавать газ венгерским потребителям напрямую.

Схема создания совместных сбытовых предприятий с локальными операторами газового рынка используется «Газпромом» и в Румынии. В конце марта в ходе визита премьера Михаила Касьянова в Бухарест был подписан протокол о сотрудничестве в области строительства и модернизации подземных хранилищ газа (ПХГ) между «Газэкспортом» – сбытовым подразделением «Газпрома» – и румынской госкомпанией Romgaz. Одним из основных условий соглашения является создание совместного предприятия по снабжению газом местных организаций и бытового сектора. Соучредителями новой компании выступят «Газпром», «Газэкспорт» и местные сбытовая и транспортная компании Romgaz и Transgaz. Российским взносом в уставный фонд новой компании станет новое ПХГ в Марджине стоимостью $200 млн – $250 млн.

Далеко не всегда активы приобретаются при полном согласии и удовольствии сторон. 11 апреля «Газпром» направил правительству Литвы свои окончательные предложения относительно покупки 34% акций Lietuvos dujos (LD), национальной газовой компании. Этот пакет российская монополия оценила в 80 млн литов (26 млн евро). У правительства Литвы другая оценка – 116 млн литов (33 млн евро). Именно такую сумму за аналогичный пакет LD в прошлом году выложил консорциум немецких компаний E.ON и Ruhrgas. Кроме того, «Газпром» отказывается кардинально менять структуру поставок газа в Литву в пользу Lietuvos dujos (сейчас 70% идет через его «дочку» Dujotekana), требует отменить государственное регулирование предельных цен на газ и лишить LD статуса стратегического объекта. Столь жесткая позиция уже завела переговоры в тупик, литовцы возмущаются диктатом и угрожают вообще отменить конкурс. Однако, по мнению экспертов, все демарши властей предназначены исключительно для «внутреннего» потребления. Деваться Литве некуда, любые варианты диверсификации поставок сырья настолько дороги, что даже не рассматриваются. А российский концерн при наличии Dujotekana может позволить себе не торопиться с покупкой акций LD.

 

Опять долги

Конфуз с финансированием сделки по приобретению пакета словацкой SPP высветил одну из главных проблем – даже «Газпром» с его денежными потоками не может потянуть масштабную экспансию исключительно за счет собственных средств. Финансовое положение компании весьма далеко от идеального. Прямые долги превысили $14,7 млрд, а, учитывая забалансовые обязательства и гарантии, по некоторым оценкам, задолженность достигает почти $20 млрд. Глава пресс-службы «Газпрома» Игорь Плотников утверждает, что, по мнению аудиторов компании, уровень долгов не является критическим. Кроме того, результаты недавнего размещения еврооблигаций доказывают, что и инвесторы уверены в финансовой устойчивости монополии. Поэтому, по словам Плотникова, у газового гиганта есть возможность на эффективных условиях привлечь достаточно средств для финансирования «мероприятий по гарантированию экспортных поставок» – этим эвфемизмом пользуются в «Газпроме» для описания собственной деятельности по строительству европейской транспортной и сбытовой сети.

Самым удивительным во всей этой активности является тот факт, что она осуществляется без официально утвержденной экспортной стратегии «Газпрома». В свое время подобная стратегия готовилась командой бывшего гендиректора «Газэкспорта» Олега Сиенко. Однако после его отставки летом 2002-го процесс официального утверждения программы так и не был доведен до конца. Как бы то ни было, эксперты считают, что нынешние действия вполне соответствуют основным идеям «плана Саенко» – сокращение посреднических звеньев и захват сбыта. По мнению Царегородцева из «Проспекта», «Газпром» производит приобретения и заключает альянсы, которые, как сказали бы экономисты-теоретики, «присоединяют последовательные звенья цепочки ценностей», или, формулируя по-другому, приближают компанию к конечному потребителю, втягивая ее в менее стабильную, но более крупную посредническую маржу.

«Конечная цель такой экспансии, я полагаю, связана с осознанием реальных перспектив компании внутри России, – отмечает эксперт. – Бесконечно удерживать статус монопольного добытчика «Газпрому» не удастся». В этом случае обладание подконтрольной сетью транспортировки и сбыта на ключевом рынке станет главным аргументом для сохранения за «Газпромом» монополии на экспорт и транспортировку.

Еще по теме