Danone и Carlsberg остались без «дочек» в России

18.07.202310:12

Российские структуры французской Danone и датской Carlsberg Group (пивоваренная компания «Балтика») по указу президента Владимира Путина от 16 июля были переданы под временное управление Росимуществу. Решение властей стало для европейских производителей неожиданностью, ведь они не нарушали местного законодательства и вели переговоры о продаже своего российского бизнеса, готовясь к скорому выходу из страны. Что произошло и как это повлияет на акционеров и другие сделки — выяснила «Компания». 

Неожиданный поворот

Danone и Carlsberg сообщали о планах выйти из РФ еще в 2022 году. Обе компании вели активную подготовку к продаже местного бизнеса. В прошлом месяце стало известно, что на «Балтику» нашелся покупатель. Датская и российская сторона подписали документы и ждали одобрения местных регуляторов для завершения сделки. Детали соглашения не разглашались. Также в начале июля в Сети появилась информация о потенциальном покупателе активов Danone. Сама компания эти сообщения не комментировала.

На этом фоне решение правительства о передаче российских «дочек» Danone и Carlsberg под госуправление стало для европейских производителей особенно неожиданным.

«Danone готовится принять все необходимые меры для защиты своих прав как акционера “Danone Россия” и обеспечения непрерывности деятельности бизнеса в интересах всех заинтересованных сторон, в частности своих сотрудников», — отреагировали на новость представители французской компании.

«Carlsberg Group работает в соответствии с местными правилами и нормами в России. Группа оценит юридические и операционные последствия такого развития событий и предпримет все необходимые ответные действия», — заявили датские пивовары.

В растерянности от такого поворота событий также оказались опрошенные «Компанией» аналитики. «Сложно сказать, почему решение принято именно сейчас и чем оно мотивировано», — заявил в разговоре с редакцией эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. «Передача активов Carlsberg и Danone под внешнее управление весьма неоднозначна. Компании продолжали свою деятельность и рассматривали варианты продажи активов в России», — отметила аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.

Вероятно, таким шагом была остановлена возможная сделка по продаже активов, допускает Пучкарев. В версию о том, что перевод российских структур Danone и Carlsberg под госуправление вызван стремлением властей помешать выводу крупных сумм от продажи активов за рубеж, что могло бы повлиять на курс рубля, эксперт не верит. 

Нейтральную реакцию фондового рынка на новости в «БКС Мир инвестиций» объяснили отсутствием в данный момент аналогичных кейсов среди крупных публичных компаний. «Возможная продажа “Юнипро” уже заблокирована, рынок это переварил», — пояснил Пучкарев.

Не первые и не последние

Danone и Carlsberg не первые зарубежные компании, чей российский бизнес был национализирован. В апреле аналогичное решение было принято в отношении двух энергетических активов — немецкой Uniper (пакет 87,73% в российской компании «Юнипро») и финской Fortum (два пакета на 69,88% и 28,35% отечественной «Фортум», которые принадлежали Fortum Russia и Fortum Holding соответственно).

Аналогичные меры в будущем могут быть применены в отношении других иностранных компаний, считает Пучкарев. Он также добавил, что «это ставит под угрозу возможные сделки с активами в РФ». Так, например, не исключено, что следующим может стать голландский концерн Heineken. В апреле компания заявила, что нашла инвестора на свои российские активы и подала заявку на заключение сделки местным регуляторам. Новой информации о статусе заявления не поступало. 

«Все эти компании наладили в России дистрибуцию, системы логистики и партнерские отношения. Их уход означает либо полное освобождение рынка, либо возвращение продукции через систему параллельного импорта в свободном порядке, а это “полная вакханалия” по сравнению с тем, что было», — поделился своим мнением с «Компанией» руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

При этом он подчеркнул, что речь идет лишь о временном переходе активов к Росимуществу. Далее существует два сценария, считает Дробиз. Первый подразумевает подписание договора, согласно которому через несколько лет «дочки» вернутся обратно к материнским структурам. Второй — Росимущество обеспечит завершение сделок по продаже активов.

Важно понимать, что термин «национализация» здесь неуместен, отметил в беседе с «Компанией» управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Временное управление, согласно указу президента, означает осуществление прав собственника акций (акционера), за исключением распоряжения, продолжил он. Его период идет до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия соответствующего решения, то есть в данном случае до снятия аналогичных мер в отношении имущества российских компаний за рубежом, пояснил эксперт.

«Для самих предприятий, акции которых попали под временное управление государства, не меняется ничего, а вот иностранные акционеры просто не смогут получать дивиденды по этим бумагам от работы дочерней российской компании», — отметил Гавришев. Несмотря на это, их акции все еще остаются привлекательными в качестве объектов «долгих» инвестиций, считает эксперт (не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией).