Top.Mail.Ru
архив

Дать Европе уголька

Отечественные портовики возвращают утраченные позиции на европейском рынке. В Усть-Луге под Санкт-Петербургом заработала вторая очередь угольного терминала, что позволит переориентировать на Россию прибалтийские и украинские грузы. При выходе на проектную мощность порт Усть-Луга обеспечит 25% всех портовых потребностей на Балтике.

Владимир Путин добирался до Усть-Луги пять лет. Провести инспекцию порта он собирался еще в декабре 2001 года. Но погодные условия помешали осуществить эти планы. Служба безопасности полетов тогда не рекомендовала главе государства перелет вертолетом, поскольку на трассе образовался большой снежный заряд.

 

Со второй попытки

На прошлой неделе Владимир Путин все-таки долетел до Усть-Луги. Увиденным и услышанным он остался доволен. Ведь этот порт планировалось построить еще в середине 1990-х годов, поскольку после развала СССР экспорт российского угля европейским потребителям шел через прибалтийские государства и Украину. «Усть-Лужский порт – один из самых крупных инфраструктурных проектов за последнее десятилетие, – заявил президент на совещании по вопросам развития порта, – это уже серьезный проект европейского масштаба».

Реализация проекта в Усть-Луге началась в 1997 году. По воспоминаниям президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, здесь была «водная гладь и ничего больше». И в конце 1990-х мало кто верил, что порт заработает. Неоднократно на берегу Финского залива проходили торжественные церемонии закладки первого камня, их было как минимум пять, но на этом все заканчивалось. Возводить порт начали лишь в 1999-м. Тогда Владимир Путин еще возглавлял кабинет министров. Первый пусковой комплекс терминала начал принимать грузы в декабре 2001 года.

С открытием второго терминала мощность угольного комплекса увеличилась до 5 млн тонн в год. Усть-Лужский терминал – единственный в России, где используется технология, позволяющая очистить уголь от механических включений и размельчить фракции. Это значительно повышает качество угля и его стоимость – на $1,5 за каждую тонну. Комплекс способен обрабатывать до 350 вагонов в сутки, а при выходе на проектную мощность – до 700 вагонов. Пропускная способность комплекса составит 12 – 15 млн тонн в год, что перекрывает стандартные нормы западных портов. «Если Петр прорубил окно в Европу, то мы прорубили железнодорожные ворота в Европу», – говорит Владимир Якунин.

Усть-Лужский порт позволит вернуть России утраченные позиции на рынке транспортировки экспортных грузов. Если в конце 1990-х – начале 2000-х основной российский транзит шел через Прибалтику и Украину, то несколько лет назад эта картина стала меняться. Развитие отечественного портового хозяйства и тарифная политика российских железных дорог позволили переориентировать основные экспортные товары – нефть, металл и минеральные удобрения – на российские порты. До конца прошлого года исключение составлял лишь уголь. По данным Ассоциации морских портов, в прошлом году рост перевалки угля через прибалтийские порты составил 31% (19,9 млн тонн), а через российские – всего 5,9% (3,9 млн тонн). Открытие второго угольного терминала позволит отобрать у зарубежных портов часть грузопотока. «Компания будет вести агрессивную политику по формированию сквозных тарифных ставок на перевозку контейнеров через морские порты России, – заявлял в прошлом году президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Именно из-за их отсутствия мы сегодня «проигрываем» грузы. Мы всерьез заявляем о намерении конкурировать с портами Прибалтики».

 

Окно в Европу

Стоит отметить, что в последние годы правительство оказывает существенную поддержку развитию российской транспортной системы и, в частности, – созданию условий для переориентации внешнеторговых грузов России на свои морские порты. В ходе проведения государством тарифной политики в области железнодорожных грузовых перевозок возникли благоприятные условия для загрузки российских морских торговых портов. За последние четыре года объем перевозок через порты Северо-Западного региона России вырос в 2,3 раза, в то время как через сухопутные погранпереходы – только в 1,3 раза. По экспертным оценкам, максимальный спрос на экспортные перевозки через Северо-Западные границы России к 2010 году может составить 190 млн тонн. Между тем, заместитель министра транспорта Александр Мишарин отметил, что в 2005 году порты Балтики приняли 150 млн тонн грузов (40% всей российской внешней торговли), а в 2010 году будут способны принимать 250 млн тонн.

О конкуренции говорил и Владимир Путин. По его словам, «сегодня примерно одна треть грузов уходит в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию». Но чтобы они сюда пришли, по мнению президента, необходимо и дальше развивать инфраструктуру. В частности, нужно построить паромную переправу, которая соединит Калининград и порты Германии, а также зерновой элеватор и терминал для перегонки нефти и нефтепродуктов. «Если мы все сделаем, то к следующему году сможем выйти на 10 млн тонн, а к 2010-му году – на 32 – 35 млн тонн перевалки грузов», – считает Путин.

Объем частных инвестиций в реализацию проекта в прошлом году составил около 3,1 млрд руб., а государственных – 1,15 млрд руб., РЖД вложили в развитие железнодорожных подходов около 500 млн руб. В наступившем году железнодорожники планировали инвестировать около 200 млн руб., но принято решение увеличить эту сумму до 1,14 млрд руб. Всего же с начала строительства порта в этот проект вложено 9,25 млрд руб.

 

Усть-Луга попадет в зону

«Совершенно очевидно, что столь масштабные инвестиции требуют объединения усилий государства, региона и заинтересованных частных компаний», – говорит Владимир Якунин. Именно поэтому он поддержал предложение губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова о создании особой экономической зоны в Кингисепском районе, где расположен порт Усть-Луга. «Я обратился к Владимиру Путину с просьбой поручить разработку нормативной документации с целью создания особой экономической зоны в новом порту Усть-Луга», – сказал Владимир Якунин после открытия вместе с главой государства угольного терминала. По его словам, все порты прибалтийских государств работают в условиях особой экономической зоны.

Между тем, глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов накануне заявил, что в России будет создано не более пяти портовых особых экономических зон. Уже подготовлены поправки в соответствующий закон, а до конца года будет проведен конкурс на создание портовых зон. Глава РосОЭЗ напомнил, что в них будет создана свободная таможенная зона, в случае «глобальной модернизации» порта возможно софинансирование со стороны государства, однако налоговые льготы не предполагаются.

 

СПРАВКА:

Усть-Луга – один из самых перспективных морских портов на Балтике, способный принимать сухогрузы грузоподъемностью до 75 000 тонн и обрабатывать наливные суда грузоподъемностью до 120 000 тонн. Всего в порту Усть-Луга будут построены и введены в эксплуатацию девять терминалов, а также автомобильно-железнодорожный паромный комплекс «Балтийский паром» Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Строительство порта осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственного и частного партнерства. Общая стоимость проекта – $2 млрд. Заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга является «Компания Усть-Луга», созданная в 1992 году. На основании контракта с Министерством транспорта РФ компания обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации порта с привлечением государственных и частных инвестиций. Крупнейшими акционерами компании являются правительство Ленинградской области (27,3% акций), ОАО «Объединенная финансово-промышленная компания» (21,9%), кипрские компании Gramelinko Ltd. (17,5%) и Interalonso Holding Ltd. (15%).