Top.Mail.Ru
архив

Давка у кассы

Ни одно из широко разрекламированных IPO последнего времени не проходит гладко. «Уралкалий» перенес размещение акций на неопределенный срок, поскольку инвесторы не давали «хорошей цены» за его акции. «Северсталь» не стала переносить сроков размещения – и выручила средств меньше, чем планировалось. Розничная сеть «Дикси» на прошлой неделе отложила IPO на второй квартал 2007 года – хотя первоначально речь шла о нынешнем годе. Другая торговая сеть – петербургская «Лента» на минувшей неделе также перенесла IPO на начало декабря – в связи с бумом публичных размещений в ноябре. Несколько ранее об отсрочке IPO сообщила аптечная сеть «Фармастандарт». Неожиданно выяснилось, что определение срока проведения IPO является сложнейшей проблемой. Все потенциальные эмитенты лихорадочно «маневрируют», пытаясь, с одной стороны, поймать благоприятную конъюнктуру рынка, с другой – не выходить на рынок одновременно с большим количеством других эмитентов. Рынок постоянно насыщают крупные IPO госкомпаний. В этом году на планы многих эмитентов повлияло 10-миллиардное IPO «Роснефти», а зимой и весной будущего года пространство «у кассы» намертво блокировано 8-миллиардной допэмиссией Сбербанка и 4-миллиардным размещением ВТБ. Задача, стоящая перед российскими компаниями, осложняется еще и тем, что в перспективе маячит 2008 год с двумя равновеликими рисками – президентскими выборами и возможным снижением цен на нефть. На прошлой неделе маркетинговое подразделение банка Citigroup – Сitigroup Global Markets (CGM), опубликовало обзор перспектив российских IPO, в котором утверждается, что ажиотажные размещения акций сегодня вызваны стремлением избежать рисков 2008 года. По подсчетам CGM, в будущем году объем вырученных на IPO средств снизится, а в год выборов вообще упадет до уровня 2005-го. Если в 2006 году российским компаниям на IPO удастся привлечь около $20 млрд, то в 2007-м – $18,4 млрд, а в 2008-м лишь $4,7 млрд. Две трети объемов размещения запланированы на Сбербанк и ВТБ. Перед компаниями возникает дилемма: либо торопиться, старясь «протиснуться» между Сбербанком, ВТБ и «мертвым сезоном» президентских выборов, либо откладывать размещение до 2009 года. По мнению руководителя отдела инвестиционного консалтинга компании «БКС-Консалтинг» Дарьи Грищенко, «старт снижения деловой активности на рынке может начаться уже со второй половины 2007 года, поэтому компаниям имеет смысл поторопиться с размещениями».

 

Еще по теме