Дай миллион!
Речь идет о включении в совет директоров Microsoft представителя фонда Value Act, уже давно пытающегося добиться ухода генерального директора софтверной корпорации Стива Баллмера. Последний, кстати, заявил, что в течение двенадцати месяцев покинет компанию, но, как утверждается, это никак не связано с ситуацией с Value Act. Совет директоров Microsoft учредил специальный комитет по поиску кандидата на пост главы корпорации после ухода Стива Баллмера, рассматривая кандидатуры как со стороны, так и из "собственных недр". Одним из вероятных кандидатов считается Стивен Элоп из Nokia. На таком фоне "бодание" с фондом Value Act, который к тому же явно теперь имеет перевес, не может не осложнить ситуацию.
В начале 2013 г. фонд Value Act приобрел акции Microsoft на $2 млрд и теперь аккумулировал 0,8% ее бумаг, что дает ему значительные возможности для давления на менеджмент. Его деятельностью Value Act недоволен, считая, что неважные квартальные результаты Microsoft отрицательно повлияли на стоимость акций. Агентство Reuters также сообщало, что Value Act стремится к увеличению размеров дивидендов и продвигает идею обратного выкупа акций.
Не то чтобы у Microsoft не имелось на все это ресурсов, но запасы наличности по большей части ($69,9 млрд) находятся вне США - в рамках налоговой оптимизации. Таким образом, чтобы использовать эти деньги на выплату дивидендов акционерам или на обратный выкуп, Microsoft пришлось бы перевести их в США и заплатить причитающиеся налоги.
В фонде Value Act полагают, что стратегия Microsoft должна быть более гибкой и эффективной, что Microsoft стоит меньше возиться с потребительским сегментом и делать упор на сегмент программного обеспечения для бизнес-сектора и "облачные" сервисы. Во всяком случае, еще в апреле 2013 г. глава Value Act Джеффри Уббен, как пишет Bloomberg, прямо заявлял: "Мы больше не будем разглагольствовать о бизнес-циклах в сегменте ПК. Вместо этого мы станем говорить о Microsoft как о крупнейшей в мире компании "облачного" компьютинга". Под управлением Valu Act находится $12 млрд, инвестфонд практикует покупку долей в компаниях для оказания влияния на их стратегию.
"Конфликты между интересами акционеров и планами менеджмента компаний встречаются довольно часто. При этом в каждом случае причины могут быть разные, - поясняет главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров. - Это может быть и непонимание или несогласие акционеров со взглядами менеджмента на планы развития компании, на рентабельность и обоснованность тех или иных проектов, которые финансирует компания. Это может быть и алчность акционеров, и некомпетентность, и коррумпированность менеджмента. Это также могут быть и происки конкурентов, которые способны внедриться в число акционеров и пытаться снизить стоимость компании для, скажем, ее поглощения в будущем".
В битве с акционерами, так или иначе, увязла и Apple Inc. - у нее миллиардер инвестор-активист Карл Айкан настойчиво требует раскошелиться на $146,6 млрд наличными, предлагая для этого провести обратный выкуп акций. Айкан сконцентрировал в своих руках значительный пакет бумаг Apple, который Dow Jones оценивает более чем в $1 млрд. Инвестор уверен, что "яблочные" акции значительно недооценены и масштабный обратный выкуп - хороший способ подтолкнуть котировки вверх. Цена акций Apple Inc. и так идет вверх, но все равно они стоят примерно на 8% меньше, чем год назад, сообщает CNBC.
Компания пока делает хорошую мину при явно не очень хорошей игре и старается удержать позиции, но, зная резкость и энергичность Карла Айкана, можно прогнозировать трудные времена для Тима Кука.
Тот же Айкан делает все, что в его силах, дабы сорвать план Майкла Делла, основателя и главы Dell, по делистингу и приватизации компании. Айкан считает, что Dell должна оставаться публичной и приносить деньги. В ноябре 2011 г. Hewlett-Packard Co. пришлось ввести в состав совета директоров сооснователя инвестиционной компании Relational Investors LLC Ральфа Уитворта, после того, как он сконцентрировал у себя значительный пакет акций и потребовал перемен. "На мой взгляд, требование дивидендных выплат (в том числе посредством выкупа акций) от технологических компаний - вполне закономерный процесс. Дело в том, что операционные и финансовые показатели Dell и в некоторой степени Apple в последний год разочаровывают инвесторов низкими темпами роста. Многие акционеры считают, что компании неэффективно вкладывают средства в развитие и поэтому должны их выплатить в виде дивидендов", - рассуждает аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин.
На отечественном рынке столь захватывающих историй с акциями мейджоров нет. Ну разве что глава "Роснефти" Игорь Сечин более чем в десять раз увеличил собственную долю в "Роснефти". Стоимость покупки составила, по сообщениям СМИ, почти 2 млрд руб., и даже пришлось привлечь кредит для этой сделки. Как говорится в сообщении "Роснефти", в последнее время Игорь Сечин приобрел 0,074% акций, доведя свой пакет, таким образом, до 0,0849%.
Сделка несколько удивила рынок, поскольку эксперты не прогнозируют значительного роста акций "Роснефти". Появилась даже полушутливая версия, по которой это такой мощный PR-ход, призванный продемонстрировать уверенность менеджмента в перспективах бизнеса. Но в целом, похоже, низкая стоимость российских бизнесов наших акционеров не очень волнует.
"Не секрет, что одной из основных причин низкой оценки ведущих российских компаний (и соответственно рынка в целом) являются как раз невысокие ожидания инвесторов относительно эффективности стратегий развития компаний, оправданности их расходов, а также сильное влияние политического фактора (государства) на развитие компаний. Самые крупные торгуемые российские компании, такие как "Газпром", Сбербанк, "Роснефть", "Транснефть", ВТБ, контролируются государством, которое назначает их менеджмент и фактически определяет их стратегию развития, - напоминает Владимир Тихомиров. - Хотя надо признать, что в последнее время отношение государства к этим компаниям стало меняться в лучшую сторону. Это связано с растущим давлением на российский бюджет, когда правительство заинтересовано в получении дополнительных доходов, таких как дивидендные выплаты принадлежащих ему компаний. Поэтому государство все чаще стало предъявлять требования по повышению эффективности расходов, усилению прозрачности распределения инвестиционных средств, а также увеличению дивидендных выплат (в частности, за счет изменения базы для расчета дивидендов на международные стандарты бухучета)".