«Даже советские станки зачастую могут выпускать технологичную продукцию»

18.06.202211:35

Западные санкции оборвали привычные логистические цепочки и обвалили российский импорт из Европы и США. Тем не менее регионы РФ нашли выход из непростого положения. В частности, Орловская область, где хорошо развита промышленность, смогла не только продолжить работу всех предприятий, но и найти новые каналы сбыта, прежде недоступные. О том, как регион приспособился к новым реалиям, журналу «Компания» на полях ПМЭФ-2022 рассказал губернатор Андрей Клычков.

Как сказались санкции и геополитическая напряженность на экономике Орловской области?

— Заявить, что никак — было бы неправильным. Безусловно мы ощутили негативное влияние, особенно на первых порах, на основные экономические и логистические цепочки. Но уже в первые дни мы сформировали штаб по экономическим вопросам, разбили его по направлениям, пригласили всех заинтересованных субъектов экономической деятельности. В ручном режиме мы решали задачи логистики, замены оборудования, доставки продукции для производственного процесса и т.п.

Процесс адаптации к новым реалиям был долгим?

— Первый ступор был преодолен достаточно быстро, в первую неделю. Как итог, это позволило нам к сегодняшнему дню не остановить ни одно производство. Все предприятия продолжают работу за исключением «Макдоналдса» и Adidas, которые отправили своих работников в простой. Каких-то серьезных рисков я не вижу.

Более того, по итогам января-апреля мы зафиксировали рост промпроизводства на уровне 103% к рекордному результату 2021 года, тогда было 111%. Есть определенные спады, связанные с тем, что весной у нас предприятия обычно проводят технологическое переоснащение, но летом мы ждем уже хороших показателей. Рост налоговых и неналоговых поступлений в бюджет к январю-апрелю составил 119,6% к аналогичному периоду прошлого года, тоже хороший показатель. Есть и проблемы, но не вижу непреодолимых.

В прошлом году в интервью «Компании» вы говорили, что большинство производителей ориентированы на западные экспортные рынки. Как сейчас обстоит дело?

— У нас есть производители, которые даже сохранили свои поставки в Европу. Например орловский завод ЗАО «Санофи-Авентис Восток» (входит во французский фармацевтический концерн Sanofi – Прим. «Ко»), который выпускает инсулиновые шприц-ручки. Ряд предприятий ищут новые рынки сбыта. На ПМЭФ мы провели переговоры с индийскими компаниями, видим заинтересованность и китайского рынка. Масложировая продукция выходит на азиатские рынки, зерно в основном идет на российский. Чтобы образовывались кооперационные связи как внутри, так и вне региона, мы создали B2B-биржу контрактов, где указали возможности и потенциал предприятий. И сразу получили запрос от российских контрагентов на производство продукции, которая раньше ввозилась из-за рубежа, а теперь производится и закупается у Орловской области. В частности, это крупная сельскохозяйственная техника.

Испытывают ли предприятия проблемы с поставками оборудования и комплектующих?

— Как оказалось, даже советские станки зачастую могут выпускать технологичную продукцию. Наша база, которая уже создана, позволяет пока спокойно работать. Не скажу, что все идеально и вообще все оборудование в наличии, но мы работаем.

Повлиял ли период турбулентности на ход реализации нацпроектов?

— За период с 2019 по 2021 год на нацпроекты в регионе было направлено 15 млрд руб. В 2022-м мы увеличиваем объем финансирования по сравнению с прошлым годом еще на 2,7 млрд руб. Конечно, мы потратили время на внесение изменений в проектную документацию, на замену импортного оборудования. Есть определенные сложности в части изменения стоимости строительных материалов, но все это решается благодаря федеральным, региональным и муниципальным нормативным актам, где мы увеличиваем авансирование, заранее закупаем оборудование. Где-то сроки сдвигаем, но в большей степени для подстраховки, нежели для текущего процесса.

На ПМЭФ стало известно, что «Росатом» собирается возвести в вашем регионе центр ядерной медицины. Есть подробности этого проекта?

— Мы пока обсуждаем этот вопрос. Здесь важно оценить целесообразность этого проекта, поскольку у нас небольшой регион, людей не так много, чтобы однозначно был взаимный интерес.

Какая ситуация в вашем регионе с кадровым резервом? Удается ли удержать ценных специалистов? Есть ли «отток мозгов»?

— IT-кластер Орловской области хоть и тихо, но всегда очень активно работал. Мало кто знает, что RuTube появился в Орле, каршеринговые программы — это тоже наши программы, которые работают не только в РФ, но и за рубежом. Кластер ГЛОНАСС тоже обеспечивает технологическое решение многих современных процессов. Специалисты все остались у нас, мы для них приняли на региональном уровне налоговые льготы, стараемся поддерживать.