Дефицит гарантий

 

В свое время механизм фингарантий, как альтернативу лицензированию участников туристического рынка, ввел на тот момент глава Ростуризма Владимир Стржалковский. Однако после того, как обнаружились финансовые проблемы у «Капитал Тура», по мнению экспертов, стало очевидно, что новые изменения неизбежны. Туроператор до сих пор оттягивает свое банкротство, страховая компания «Инногарант», предоставившая ему финансовые гарантии на 190 млн руб., принимает заявления от жертв-туристов. В итоге страховщик заявил, что выплаты компенсаций будут производиться пропорционально. Это означает, что каждый пострадавший что-то получит, но уже понятно, что рассчитывать на 100-процентное возмещение стоимости путевки не приходится. В случае банкротства туроператора туристы также выстроятся в очередь, однако участники рынка уверены, что активов у компании нет. Чтобы избежать повторения ситуации в будущем, в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» предполагается внести очередные поправки. В частности, планируется «привязать» фингарантии к обороту каждой конкретной фирмы, а также сделать Ростуризм настоящим регулятором отрасли. Ростуризм мог бы напрямую контролировать финансовые показатели туроператоров. В любом случае поправки затронут не только регулирование рынка, но и механизмы страхования самих туристов.

 

Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР:

«Ростуризм не имеет контролирующих функций, это не фискальный орган, он не имеет возможности проверять финансовое состояние компании. Надо дать возможность Ростуризму приостанавливать по решению суда участие в реестре для туроператоров после возникновения таких ситуаций с тем, чтобы туроператор уже не мог вести операционную деятельность и количество недовольных клиентов не росло бы в геометрической прогрессии. На самом деле необходимо ввести запрет на профессию для учредителей или топ-менеджеров таким образом закрывшихся компаний. На наш взгляд, оптимальная форма регулирования рынка на нынешнем этапе – саморегулирование. Тогда участники сообщества получают возможность какого-то взаимного контроля, взаимной ответственности и, самое главное, взаимной договоренности по качеству продукта».

 

Анна Бурдина, адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры»:

«Получается, что формально хотят возложить ответственность на законодателя, но с другой стороны это рыночные отношения. В условиях отсутствия законодательного регулирования данной проблемы каждая из сторон несет ответственность в пределах договора. Но вы должны изначально предполагать, что сами несете ответственность за то, что покупаете дешевую путевку и не получаете в плане страхового возмещения каких-то допгарантий. «Дешевая путевка» не предусматривает каких-то сверхопций. Если Вы не станете приобретать какую-либо дополнительную страховку, то не можете в полной мере рассчитывать на адекватное возмещение своих убытков».