Top.Mail.Ru
архив

Дефицит мобильности

КОГДА на улице минус десять, стоять в очереди холодно. И вообще - солидные люди в очередях не стоят, их время стоит недешево. Тем не менее в конце февраля перед офисами продаж московской компании "Мобильные ТелеСистемы" в очередях стояли прилично одетые граждане, многие из которых припарковали за углом свои "девятки" и "фелиции". По их начищенным ботинкам и модельным сапожкам прогуливалась поземка, их дубленки и свингеры продувались ветром. Большой радости на их лицах не наблюдалось, но и разочарования тоже. Эти люди - как и в январе, апреле и октябре ушедшего года - были твердо намерены приобрести сотовый телефон. Поразительно, но новые тарифные предложения, выдвинутые МТС - действительно революционные! - вызвали очереди. Хорошо просчитанный маркетинговый ход вызывает резкий рост спроса, и это так же скучно, как Philips Aeon за $50. Как говорил диссидент-классик по гораздо более унылому поводу, "теперь это стало в порядке вещей".

Итак, не дожидаясь прихода светлых весенних дней, МТС начал очередной тур Большой Сотовой Войны. Игорь Тимофеев, директор МТС по коммерции и маркетингу, объявил о резком (в среднем на 30%) снижении тарифов на сотовую связь в Москве и Подмосковье. Введено два новых тарифных плана - "Любимый" (московский городской номер, абонентская плата $16 в месяц, 36 центов за минуту в прайм-тайм, 29 центов - вечером и ночью, равно как и в выходные) и "Молодежный" (непрямой федеральный номер, $4 в месяц, 29/19 центов в минуту); в тарифном плане "Локальный" абонент МТС теперь будет платить не $12 за 30 минут разговора, а $8 за 25 минут, цена минуты упала до 29/25 центов. Существуют некоторые ограничения сервиса (в частности, по отдельным тарифным планам временное включение роуминга осуществляется только после визита в офис МТС), но это сущие пустяки. Пользоваться МТС теперь и впрямь выгоднее, чем "Би-Лайном". Какое-то время это будет так.

На пресс-конференции МТС, посвященной данному событию, я задал Игорю Тимофееву вопрос: "Как вы думаете, как долго ваши новые тарифы будут оставаться самыми выгодными?" Я и не ожидал увидеть в первую секунду в глазах одного из лучших телекоммуникационных менеджеров столицы то же выражение, которое потом увидел в глазах у стоящих в очередях в МТС клиентов. Секунду в глазах была обреченность, но затем последовал ответ: до того момента, пока конкуренты не найдут смелость сделать что-нибудь подобное. Момент, по данным "Ко", наступит 1 марта 2000 года - "Вымпелком" именно в этот день намерен объявить о снижении своих тарифов; обещано, что они будут "более выгодными, чем у МТС". Что ж, сравним в следующем же номере. Впрочем, это непринципиально: "Мобильные ТелеСистемы" открыли сезон первыми.

Несомненно, и МТС и "Вымпелкому" довольно далеко до того момента, когда они будут продавать минуту эфирного времени ниже окупаемости. Впрочем, это тоже не предел: существуют технологии и резоны работы и в таких условиях. Мы еще не видели многого из того, что может существовать на рынке сотовой связи: ни продаж телефона за один доллар, ни почти бесплатного эфирного времени ночью, ни дешевых мобильных трубок в тон к галстуку, ни скандалов родителей со школьницами младшего возраста по поводу больших счетов, ни помешательства на "телефонных мультфильмах" - видеофайлах, передающихся на сотовые терминалы. Сети станут больше, минуты - дешевле, рекламные щиты - ярче. Клиент уже предполагал это в конце 1998 года, когда МТС ввел тариф "МТС+ Экстренный", а окончательно уверился в этом, когда появились в продаже "коробочки Би-Лайна". Удивляет смелость менеджеров МТС, которые не дождались недели-другой до оттепели: цветы и сердца на биллбордах в феврале смотрятся вызывающе. Впрочем, в свете явной ориентации новых программ компании на молодежную аудиторию это даже плюс.

Но эти люди в очереди, их глаза… Не стоит беспокоиться, нынешние цены - это не на месяц, это надолго. Улыбайтесь, стоя в очереди: МТС с "Вымпелкомом", делая свой большой бизнес, могут получать прибыль только в том случае, если радостно вам. Не уподобляйтесь телекоммуникационным аналитикам, которые высчитывают, с какого момента сотовой войны компании начнут разрушать рынок: и МТС, и "Вымпелком" в большой степени контролируются менеджментом и вряд ли будут убивать свое дело. Радуйтесь: война идет в нашу пользу.

Еще по теме