Дефляция в России: формальность или реальность?
Уже второй месяц в новостной повестке то и дело мелькает слово «дефляция». Снижение потребительских цен заметили в России в мае, теперь ожидается, что оно случится и по итогам июня. Для потребителя это звучит как хорошая новость — цены на товары падают, а значит, отовариться можно серьезнее и дешевле. Есть ли у дефляции подводные камни и в чем кроется ее причина сегодня — об этом журнал «Компания» поговорил с экономистами.
О дефляции простыми словами
Дефляция — это явление в экономике, противоположное привычной всем инфляции. Оно характеризуется ростом покупательской способности денег и падением стоимости товаров и услуг. Если на какую-то сумму вчера человек мог купить только хлеб и масло, то в момент дефляции за те же деньги он сможет купить что-то еще.
Причин для возникновения дефляции выделяется несколько:
-
Резкий рост производства. При разных экономических льготах, дешевых кредитах и снижении налоговой нагрузки на бизнес предложение товаров и услуг растет, однако спрос остается прежним. В такой ситуации предприниматели вынуждены снижать цены на продукцию, чтобы стимулировать людей покупать.
-
Увеличение спроса на деньги. Такая ситуация возникает, когда люди активно наращивают накопления: открывают вклады, кладут деньги на депозиты или хранят сбережения дома. Как итог — ценность денежной массы растет, а спрос на покупки падает. Чтобы привлечь покупателей в магазины, производители снижают цены на товар.
-
Падение интереса к кредитам. Дефляцию может спровоцировать и падение выдачи займов наличными, из-за которого уменьшается оборот финансов на рынке.
-
Чрезмерное регулирование экономики. Сильный контроль за денежным оборотом и резкие изменения процентной ставки Центробанка по цепочке приводят к урезанию потребительских цен.
Зачастую дефляция объясняется сезонным фактором. В конце лета — начале осени на фоне сбора урожая цены падают из-за удешевления сельскохозяйственной продукции. Снижение цен на продовольствие в это время, как правило, перекрывает их рост на другую продукцию.
Дефляция в России: начало
В этом году дефляцию в России впервые зафиксировали в мае. За неделю с 14 по 20 мая потребительские цены в стране в среднем снизились на 0,02%. Например, тогда подешевели куриные яйца (-3,6%), овощи (-1,4%), сахар (-0,8%). Также упали цены на медикаменты, топливо, одежду и авиабилеты, отмечал Росстат.
Майское падение цен стало для страны первым с августа 2021 года, но эксперты считают, что это не конец. Аналитики банков и финансовых компаний, опрошенные «Известиями», отметили, что в РФ впервые могут зафиксировать дефляцию по итогам июня. В месячном выражении товары могут подешеветь в пределах 0,5%.
С таким прогнозом не спорят и в Минэкономразвития. Глава министерства Максим Решетников назвал очевидным тот факт, что «по июню мы будем иметь дефляцию». «Главное, что тормозит ситуацию, — слабость спроса», — отмечает он.
Если дефляция в июне в месячном выражении произойдет, это будет первый в истории России случай снижения цен в первом месяце лета.
В чем причины?
Причин снижения цен, которое происходит сейчас, называют несколько. Первая и основная — взлет стоимости товаров, который наблюдался в начале весны.
«Вспомните, какие были цены в начале марта. Они подскочили, затем шло непростое приспособление экономики к новой реальности. Так что то, что мы сейчас называем дефляцией, — довольно условное понятие. Это снижение цен после их астрономического взлета», — заявил «Компании» экономист и политолог Никита Масленников.
С ним согласен финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. «Розничные продавцы, воспользовавшись ситуацией в начале марта и апреля, подняли цены на запредельные высоты. Эти цены наткнулись на ограниченный платежеспособный спрос населения. Когда это случилось, продавцам пришлось снизить цены, чтобы товары продавались», — сказал он.
Помимо этого, на цены влияет укрепление рубля, говорит независимый аналитик Александр Разуваев. «В нормальных условиях, без логистических проблем и санкций, при курсе доллара около 55 рублей инфляция могла бы уже составлять менее 15% год к году. Но проблемы с импортными поставками сдерживают торможение инфляции», — сказала «Известиям» главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.
«Кроме того, в некоторых регионах стали собирать быстросозревающую сельхозпродукцию. В связи с этим такие товары начали сезонно дешеветь», — добавил Разуваев.
Мнения о том, можно ли называть происходящее в России дефляцией, разнятся. Масленников отмечает, что макроэкономисты обязаны характеризовать сложившуюся ситуацию именно так. «Пять недель у нас была либо нулевая, либо снижающаяся инфляция по недельному шагу. Годовая инфляция с начала месяца по 17 июня ушла вниз. Сокращаются как потребительские, так и отпускные цены», — напомнил он.
Беляев же считает, что слово «дефляция» применять к нынешней ситуации нельзя. «Так называют устойчивое снижение цен по всей гамме товаров на достаточно длительный период времени. У нас же прогнозируется снижение цен на полпроцента по отдельным группам товаров», — говорит он.
По словам Беляева, дефляции в России нет и не предвидится. «Для нас это из области теории», — убежден он.
Минусы и плюсы
В экономических кругах к дефляции принято относиться не менее настороженно, чем к высокой инфляции. «Если инфляция — это джинн, то дефляция — орк, с которым нужно решительно бороться», — отмечала некогда президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард.
Как правило, при падении цен возникает «дефляционная спираль»:
-
люди перестают покупать товары, ожидая, что те подешевеют еще сильнее;
-
из-за падения спроса падает производство;
-
сокращая производство, бизнес урезает сотрудникам зарплату;
-
потеряв часть зарплаты, люди покупают еще меньше товаров.
Кроме того, дефляция бьет по банкам и заемщикам. Люди перестают брать кредиты и начинают откладывать деньги на черный день. Те, кто взял кредит до снижения цен, испытывают проблемы с его выплатой, так как доходы людей сокращаются, а долг остается прежним.
Условно позитивные факторы в дефляции найти можно. «Дефляция означает снижение потребительских и отпускных цен. Это не способствует никакому ажиотажному спросу, и он начинает стабилизироваться», — отметил Масленников.
Кроме того, в этот период может вырасти доступность кредитов для бизнеса. «Глядя на дефляцию, ЦБ будет быстрее снижать ставку. До конца года она может снизиться до 8%, а то и до 7%. Плюс уменьшение ставки хоть как-то затормозит укрепление рубля», — считает Разуваев.
Что будет дальше?
Несмотря на предупреждения, звучащие из Минэка, в Центробанке риски возникновения дефляционной спирали отрицают. «Действительно, последние недели у нас идет снижение цен, но здесь нужно быть аккуратным в оценке этого фактора. <…> Это во многом коррекция после резкого взлета цен…» — отмечает глава регулятора Эльвира Набиуллина.
По ее словам, цены на многие товары все еще «существенно выше», чем были год назад. «Но, конечно, мы отслеживаем эту ситуацию, мы видим, что снижение цен или замедление темпов роста идет по широкому кругу товаров», — не стала спорить она.
Опасаться сейчас нужно не дефляции, а инфляции, говорит экономист Масленников. По его словам, проинфляционные риски в России сохраняются, а инфляционные ожидания растут.
«Как только начнется восстановление импорта от новых поставщиков и запустится параллельный импорт, мы увидим повышение импортных цен. Это будет связано с растягиванием логистических маршрутов и стремлением новых поставщиков застраховать себя от вторичных санкций», — говорит эксперт.
Более дорогой импорт, по его словам, «потащит» за собой внутренние цены. «Ко второй половине года внутренние цены у нас могут быть довольно высокими. Годовая инфляция будет в интервале 14–17%», — полагает он.
Помимо этого, следить нужно за курсом рубля. Если национальная валюта вернется к диапазону, который в Минэкономразвития называют оптимальным (70–80 рублей за доллар), то ослабление рубля перенесется в цены. Это случится, «если ЦБ не задерет ставку до 12%», считает экономист.
«Ситуация, при которой индекс потребительских цен находится в районе 0%, вполне может продлиться до конца сентября. Там появляется новый урожай», — заключил Разуваев.