Дефолт имени Юлии Тимошенко
Госпожа Тимошенко не учла другого. Высокие цены на газ лишили миллиардных доходов предприятия, за которыми стоят кланы украинских промышленников, а весь бизнес на Украине поделен между политическими элитами.
Сценарий "обкатан"
"В большинстве случаев цены на газ становятся инструментом политического давления на те или иные страны с целью достижения необходимых политических и экономических решений в интересах Кремля. Наиболее наглядно об этом свидетельствует валютно-экономический кризис в Белоруссии, спровоцированный, насколько можно судить, стремительным ростом цен на газ", - констатирует Владислав Жуковский. Аналогичная ситуация в настоящий момент складывается на Украине, которая в силу низкого уровня развития технологий и высокой энергоемкости экономики также не в силах "переварить" цены на голубое топливо выше $120 - 150 за тысячу кубометров. При более высоких ценах часть производственных предприятий и отраслей обрабатывающей промышленности в принципе становятся неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. "Киев ждут непростые времена в любом случае. Причем, чем выше цена на газ, тем тяжелее конкурировать на мировом рынке энергоемкой украинской продукции, которая составляет львиную часть украинского экспорта", - подтверждает аналитик ГК "АЛОР" Наталья Лесина. "Складывается впечатление, что посредством повышения цен на газ политическое руководство России совместно с менеджментом естественных монополий решают какие-то свои собственные узкокорыстные проблемы. Насколько можно судить, практически двукратный рост цен на газ для Белоруссии был обусловлен не столько переходом на пресловутый "механизм рыночного ценообразования", сколько продвижением интересов крупных российских государственных монополий и сырьевых гигантов", - добавляет Владислав Жуковский. Закономерным итогом подъема экспортных цен на газ в Белоруссии стал многократный рост дефицита внешней торговли, отток иностранной валюты, ажиотажная продажа белорусского рубля гражданами, девальвация и полноценный валютно-экономический кризис. В итоге руководство "братской" республики было вынуждено продать российским сырьевым гигантам доли в крупнейших и наиболее рентабельных белорусских производствах, а "Газпром" и вовсе получил контроль над ключевым объектом энергетической инфраструктуры - "Белтрансгазом".
Газовый катализатор дефолта
Первые признаки надвигающегося экономического кризиса на Украине уже налицо. Только за сентябрь на поддержку гривны Нацбанк страны потратил $2 млрд из своих резервов. Всего же международные резервы Украины в сентябре 2011 г. сократились на 8,5%. Чтобы сбить ажиотажный спрос на валюту со стороны населения, ввели новые правила: теперь при покупке долларов или евро требуют паспорт. Банкиры отмечают, что в сентябре возле касс были даже очереди людей, стремящихся поскорее поменять гривны на "твердую" валюту. Но это еще не самое страшное. В конце сентября Украина оказалась на грани технического дефолта, расплатившись только в самый последний момент. Учитывая, что в следующем году страну ждут самые масштабные выплаты (более $50 млрд), опрошенные "Ко" эксперты не исключают, что при сохранении нынешних цен на газ украинская экономика может не выдержать. "Украина может объявить дефолт в случае увеличения дефицита бюджета, который не будет возможности покрыть через резервы и долговой рынок", - отмечает руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов. С учетом крайне негативной реакции на "дело Тимошенко" в Евросоюзе занимать Киеву будет все тяжелее. "Я думаю, что это (объявление дефолта. - Прим. "Ко") почти что неизбежно. Правительство Украины заняло странную позицию: заигрывая с Европой с целью получения спасительных кредитов, они пытаются делать реверансы в нашу сторону, попутно пытаясь снизить цены на газ. Кредита они не получат, цены на газ, скорее всего, серьезно не снизят, и другого варианта просто не будет. С таким дефицитом платежного баланса единственный выход - дефолт и девальвация национальной валюты", - категоричен в своих прогнозах генеральный директор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров.
За Тимошенко заплатит бизнес
Если Украина все же объявит дефолт, что ждет российский бизнес, владеющий значительными активами в этой стране? "ЛУКОЙЛ постарается еще быстрей избавиться от Одесского НПЗ в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке нефтепродуктов (падения сбыта из-за роста цен). "ВТБ (Украина)" понесет убытки как из-за роста невозвратов кредитов, так и из-за падения гривны - произойдет обесценение "тела" кредитов, выданных в национальной валюте, - перечисляет старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. - "Росатому" придется взять на себя достройку очередей Хмельницкой АЭС". "Российский бизнес на Украине представлен по преимуществу металлургическими предприятиями, работающими в основном на экспорт, рецессия на Украине под влиянием дефолта приведет к спаду прибыли или некоторым убыткам металлургических предприятий, владельцами которых являются граждане РФ, однако ущерб будет ограниченным, учитывая характер бизнеса", - добавляет главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. Аналитик ГК "АЛОР" Светлана Корзенева полагает, что дефолт негативно отразится в первую очередь на потребительском спросе, что окажет давление на ритейлеров. К тому же сотрудничающие с российскими ритейлерами компании в связи с девальвацией нацвалюты не смогут погашать свои обязательства, что усилит желание наших игроков уйти с украинского рынка. "В частности, есть вероятность продажи своих украинских магазинов X5 Retail Group. В целом мощь компании позволит ей содержать убыточный украинский бизнес, но расширяться она в данном регионе в ближайшее время точно не будет", - резюмирует эксперт.
Кризис - время возможностей
Но, создавая проблемы одним отраслям, дефолт даст возможность другим российским игрокам нарастить свою долю участия в украинском бизнесе. Если абстрагироваться от достаточно политизированного вопроса приобретения "Нафтогаза", то оказывается, что на Украине достаточно много привлекательных для отечественных компаний активов. Приведем опять же пример Белоруссии. После значительной девальвации белорусского рубля АФК "Система" предложила выкупить контрольную долю в местном операторе за сумму почти в два раза меньшую, чем планировал выручить Минск. Примерно по такому же сценарию компания может начать действовать и на Украине, где ей принадлежит крупнейший оператор сотовой связи UMC. Примечателен тот факт, что буквально на прошлой неделе стало известно о выделении Сбербанком внушительного кредита ($250 млн) "Укртелекому". Это крупнейший государственный оператор фиксированной связи на Украине, на который уже давно "положили глаз" российские компании. В Сбербанке не смогли уточнить, предоставлял ли "Укртелеком" в залог под обеспечение займа свои акции и рассматривает ли кредитная организация возможность получения этих активов, в случае если заемщик не сможет выполнять свои обязательства по кредиту. "Вероятно, после провала субсидирования газовых цен придется продавать химические активы (удобрения) Фирташу (черкасский завод "Азот", а также горловский "Стирол"), к примеру, россиянину Ротенбергу", - предполагает Олег Душин. "В случае выставления государством на продажу активов возможен определенный интерес в газовой и газотранспортной промышленности, металлургии, угледобыче. Однако Украина не Белоруссия, госактивы уже в основном распроданы", - констатирует Олег Душин.
Тимошенко освободят в Москве
Вопрос снижения цен на газ и передачи собственности на Украине российским компаниям наверняка будет напрямую связан с дальнейшей судьбой Юлии Тимошенко. Москва, скорее всего, потребует ее освобождения. В этом случае помимо явной экономической выгоды и расширения политического влияния Россия получит очевидные репутационные "бонусы". "Киев совершил большую ошибку, вызвав приговором Тимошенко недовольство Европы и поставив им же в неудобное положение Путина, подписавшего спорный договор с российской стороны", - подчеркивает председатель совета директоров УК "Столичная финансовая корпорация" Павел Геннель. "Вполне возможно, что на этот шаг (приговор Тимошенко. - Прим. "Ко") внешнеполитического самоубийства Янукович был вынужден пойти, прекрасно понимая, что без пересмотра импортных цен на газ экономика Украины повторит печальный сценарий Белоруссии и скатится в финансово-экономический кризис, - рассуждает Владислав Жуковский. - Судя по всему, премьер Украины выбирал между меньшими из двух зол и осознанно пошел на ухудшение отношений с ЕС и Россией ради того, чтобы не стать украинским Кириенко". В крайнем случае, всю вину за надвигающийся экономический кризис легко можно свалить на экс-премьера Юлию Тимошенко, которая собственноручно подписала крайне невыгодные для Украины контракты по газу. "Посадка" Тимошенко является вполне закономерным и логичным решением проблемы по перекладыванию ответственности за надвигающийся на Украину кризис на чужие плечи, - соглашается Владислав Жуковский. - Судя по всему, правящая элита Украины решила свалить всю вину за ставший практически неизбежным кризис на Тимошенко, которая как никто лучше подходит на эту роль".