Деление простейших

26.10.200400:00

Находясь в неустанных поисках полезных занятий, правительство решило снова подумать о ходе административной реформы. Развить и углубить ее не только в центре, но и в регионах. Это сейчас в принципе один из наиболее модных идеологических посылов: о чем бы ни шла речь, принято говорить, что это (то, другое, третье) должно идти заданным темпом не только в центре, но и в регионах. Касается императив практически всего, за исключением, быть может, вопросов, связанных с деятельностью администрации президента, и, пожалуй, отопления и водоснабжения.

Так вот про углубление административной реформы. Это вроде как папа ушел из семьи, а детям, чтобы их не травмировать, говорят, что он в дальней и ответственной командировке – когда вырастете, тогда узнаете в какой. Можно, конечно, рассуждать, как работает новое разделение, когда одни занимаются правоустанавливающими функциями, другие контрольными и надзорными, а третьи оказывают (или навязывают) услуги. И правильно ли выстроено взаимодействие между министерствами, федеральными службами и агентствами. А можно занудно вернуться к началу, когда в самом фундаменте системы не было заложено главного – жестко фиксированного перечня функций и секторов действия государства. Это ведь замечательно было придумано с самого начала, когда самим министерствам и ведомствам было предложено установить перечень функций и зон ответственности. Одновременно надо было поручить строителям разработать нормы расхода материалов, а поварам – нормативы уварки при приготовлении блюд. Таким образом, административная реформа удалась с самого начала. Видимо, хорошо подготовленный старт и дал возможность увидеть результат задолго до окончания установленных полных и промежуточных сроков. Для полной гарантии того, что с намеченного пути реформа не свернет, один из ее главных идеологов Дмитрий Козак был переброшен на новый прорыв – в Южный федеральный округ.

Однако, если обратиться к вышеприведенной аналогии (папа в командировке), семья живет так, словно ничего и не произошло. И правительство продолжает расширять и углублять процесс, о котором ничего, кроме семантических текстовых составляющих, не удается выяснить: в смысле материального подтверждения.

Теперь, говорят, правительственные эксперты предлагают сформировать специальную дирекцию по административной реформе и, кроме того, в каждом министерстве и ведомстве создать рабочую группу по этому же направлению. Что, безусловно, породит еще немалое количество приятных должностей с приятным же, будем надеяться, окладом и возможностью стандартной конвертации административной возможности в кэш-деривативную форму. Плюс вся эта великая идея может быть перенесена и на региональный уровень. Разумеется, по способности к расширенному воспроизводству бюрократия уступает в природе только нескольким видам насекомых и кое-каким морским простейшим. Проблема, однако, в другом. Любая популяция, расширяясь, неизбежно пытается захватить новые ареалы обитания и поддержания биологического баланса на новом уровне. Увеличение бюрократической массы неизбежно потребует не только финансовых, но и контрольно-функциональных вливаний. А этих самых контрольно-распорядительных функций, сколь бы патологически много их ни было у государственных органов, в свободном виде не существует. Поэтому предлагаемое углубление административной реформы неизбежно приведет к появлению новых контрольно-распорядительных функций и соответственно к неизбежному сужению области свободных действий для производственных и социальных институтов. И если кто-то сегодня считает, что он может что-то решать самостоятельно, то для подобных иллюзий остается не так уж много времени. Государственный «дирижизм», увеличивая бюрократическую массу, превращает практику расширения контрольно-распорядительных функций государства на всех уровнях в процесс естественно-биологический. Что-то вроде теории происхождения видов.