Top.Mail.Ru
архив

Дело Гуттенберга в руках мичуринцев

Принтеры достигли предела технологического совершенства и начали осваивать функции сканеров, копиров и факсов. Появление многофункциональных устройств обещает перекроить расстановку сил на российском рынке принтеров. Конкуренция здесь становится все более жесткой. Продажи принтеров в России увеличиваются на 30 – 40% в год, и растущий национальный рынок интересует сегодня всех основных производителей.

 

Ежемесячно в России продается 150 000 – 200 000 принтеров, несколько больше, чем официально ввезенных в Россию компьютеров. Наиболее популярны лазерные принтеры. Цена скромных лазерных моделей опустилась до $170 – 180. Исследовательская компания ITResearch считает, что в 2002 году в России было продано принтеров на $450 млн. По мнению компаний-производителей, на подходе новый хит – многофункциональные устройства (МФУ), совмещающие в себе возможности принтера, сканера, факса и копировального аппарата. Принтер больше не будет соединяться с компьютером при помощи шнура – он превращается в самостоятельное цифровое устройство.

 

Две пятилетки

 

В 2003 году компьютерным принтерам исполнилось 50 лет. Первое устройство для вывода текста в печать было подсоединено к компьютеру UNIVAC. Эта вычислительная машина весила 13 тонн и выглядела как большой автомобильный гараж. Для того чтобы распечатать результаты ее «мыслительной деятельности», следовало зайти внутрь системы, где и стоял первый принтер. Модель, представленная компанией Xerox в 1977 году, могла печатать со скоростью 120 страниц в минуту, однако имела очень внушительные размеры и стоила $350 000.

Появление персональных компьютеров стимулировало бурное развитие индустрии и технологии принтеров. В течение 1990-х годов производители принтеров – Xerox, Canon, Hewlett-Packard и другие – соревновались друг с другом в технологической сфере. Конкуренция шла по таким параметрам, как качество печати, скорость и цена.

 Например, монохромный настольный принтер Oki OL 400e, появившийся в 1993 году, имел разрешение в 300 dpi (точек на дюйм), печатал со скоростью четыре страницы в минуту и стоил около $600. Современная модель того же класса Oki B4200L обладает разрешением в 1200 dpi, печатает 16 страниц в минуту и стоит $200.

Еще более впечатляет прогресс цветных струйных принтеров. Первый цветной струйный принтер Epson – Stylus Color, выпущенный в 1994 году, печатал одну страницу за три минуты с максимальным разрешением в 720 dpi и стоил $600. Один из наиболее современных принтеров этой линии – Epson Stylus C84 – печатает 12 цветных страниц в минуту с максимальным разрешением в 5760 dpi и стоит около $150.

Таким образом, за прошедшие десять лет разрешение печати выросло в десятки раз, а цена упала в три-четыре раза. Это значительно расширило круг потенциальных потребителей печатных устройств. Кроме того, большинство новых принтеров оснащено собственной памятью и процессором, что позволяет пользователю работать быстрее и управлять процессом печати.

Победителем в этой гонке оказалась Hewlett-Packard, которой сегодня принадлежит 52% мирового рынка. Она победила за счет новых технологий и хорошей дистрибуции. HP разработала новое программное обеспечение, которое позволило присоединять принтеры к компьютерам с любым программным обеспечением. Вместе с тем HP как крупнейший производитель компьютерной техники использовала каналы сбыта для продажи принтеров в комплекте со своими компьютерами.

 

Персональная типография за $50

 

К принципиальным изменениям на рынке привело появление в 1999 – 2000 годах дешевых (по $100 – 300) струйных принтеров, обеспечивающих высокое качество цветной печати. Они быстро вытеснили матричных «собратьев», а через три года сравнялись по объемам продаж в России с лазерными принтерами и практически стали товаром массового спроса.

Рынок печатных устройств, таким образом, в целом повторяет развитие индустрии компьютеров. ЭВМ постепенно трансформировались из крайне дорогих устройств совместного использования в действительно персональные машины.

Снижая цены, производители продолжали повышать качество. Они достигли определенного предела – дальнейшее совершенствование возможно, но не нужно, поскольку человеческий глаз не фиксирует столь мелкие нюансы печати. Поэтому продолжение торгово-технологических «войн», «сражений» за микроразмеры капель для струйных принтеров большинство экспертов объясняют чисто маркетинговыми соображениями: в этом нет никакой технической необходимости. Принтеры, способные печатать качественные цветные фотографии, стали доступны всем пользователям ПК. «Младшие» (наиболее простые и дешевые) модели фотопринтеров обходятся сейчас приблизительно в $150. А самые дешевые модели «струйников», как поясняют представители HP, могли бы вообще стоить менее $50, если бы таможенные пошлины не увеличивали цену ввозимой в Россию продукции.

 

Два этажа

 

По прогнозам экспертов, в 2004 году по уровню продаж в штучном выражении черно-белых лазерных принтеров Россия сравняется с наиболее емким рынком Европы – Германией. А затем немецкие показатели будут даже перекрыты: по данным IDC, к 2007 году объем российского рынка печатных устройств достигнет $1 млрд.

«Быстро растут в России продажи цветных лазерных принтеров – на 50 – 100% в год», – говорит менеджер по маркетингу российского офиса Oki Андрей Кириян. Наблюдения Oki подтверждают аналитики ITResearch, по их данным, общее количество принтеров, проданных на российском рынке во втором квартале 2003 года, составило около 580 000 единиц, что выше аналогичного показателя 2002 года почти на 40%.

Российский рынок принтеров не только растет, но и меняет свою структуру. «Еще недавно большинство заказчиков обходились простейшими персональными принтерами, а использование сложных сетевых или промышленных решений было экзотикой. Сейчас рынок принтеров стал намного более зрелым, свое достойное место в офисе заняли многофункциональные устройства и сетевые принтеры», – говорит директор по маркетингу российского офиса Xerox Константин Клейн.

Рынок принтеров распался на два крупных сегмента: это, во-первых, технологии для бизнес-сектора (сетевые принтеры, копиры и т.д.) и, во-вторых, устройства для использования дома и на небольших предприятиях (фотопринтеры, многофункиональные устройства, дешевые струйные принтеры). В каждом сегменте используется своя модель продвижения продукции. «На территории России и стран СНГ Xerox использует двухуровневую модель дистрибуции. Оборудование для среднего и крупного офиса представлено на рынке бизнес-партнерами Xerox. С малым и средним бизнесом, а также с персональными пользователями работают авторизованные реселлеры Xerox», – рассказывает Клейн.

Двухуровневую сеть использует и компания Canon. «К первому уровню нашей сети относятся розничные магазины, специализированные фирмы и компании, занимающиеся оптовыми продажами и дистрибуцией, – поясняет Юрий Меркулов, дилер-менеджер Canon. – Ко второму уровню относятся фирмы, занимающиеся розничными продажами и сотрудничающие с одной из компаний первого уровня. Такого рода сбытовая сеть обеспечивает хорошее региональное покрытие, а широкая сеть авторизованных дилерских и сервисных центров обеспечивает решение возникающих в редких случаях проблем в любом регионе России и стран СНГ».

Основные производители печатного оборудования представляют технологии для всех типов потребителей, однако некоторые рынки растут быстрее остальных. По словам аналитика IDC по рынку периферийных устройств Дмитрия Фешина, Samsung за последний год заметно увеличила продажи лазерных принтеров. Xerox остается лидером в сегменте мини-типографий. Epson занимает первое место на рынке матричных принтеров и второе – на рынке принтеров струйных.

Однако в скором будущем такая расстановка сил может измениться. По мнению Xerox, 2002 год ознаменован тенденцией к многофункциональным устройствам, что уже в ближайшем будущем изменит облик российского рынка принтеров. Такие устройства совмещают в себе функции принтера, сканера, копира и факса. Первые МФУ появились в конце 1980-х, потребительский рынок серьезно заинтересовался ими в 2000 – 2001-ом, а уже через год МФУ начали активно продвигать все компании, работающие в сегменте печатных устройств.

По словам исполнительного директора Lexmark Сергея Шахова, «рынок многофункциональных устройств переживает сейчас бурное развитие в Америке и Европе, очень скоро этот бум докатится и до России». В странах Евросоюза больше всего МФУ покупают офисные служащие, планирующие в будущем работать в основном на дому. По данным аналитиков Epson, к 2005 году таких «надомных» работников будет более 50%. В России, где офисная модель работы пока является доминирующей, многофункциональные устройства покупают в основном мелкие компании.

 

«Родная» бумага

 

Поскольку принтеры ныне используют не только для работы с текстовыми документами, появился целый класс «побочных» продуктов, которые приносят неплохие деньги. «Мы продаем не отдельное устройство, а решение, куда входят несколько взаимосвязанных устройств – идеально совместимых и работающих под единым программным обеспечением. Например, фотостудия, куда входят принтер и камера», – говорит менеджер по маркетингу НР Вячеслав Иващенко.

Дмитрий Фешин считает такую стратегию верной: «Продажи сопутствующих товаров, особенно известных и хорошо зарекомендовавших себя марок, положительно влияют на объемы реализации собственно печатной техники. К тому же поставщики проводят шумные рекламные акции, предлагают комплекты – «законченные цифровые решения». Все это позволяет продвинуть сопутствующие товары и принтеры и увеличить продажи». Андрей Кириян высказывает иную точку зрения по данному вопросу: «Существует два мнения на этот счет: кто-то считает, что ассортимент помогает продажам, другие думают, что лучше делать меньше, да лучше. Oki ближе вторая позиция, то есть сегодня компания специализируется на производстве именно бизнес-принтеров».

Важным элементом «законченных» решений являются расходные материалы. Все производители печатных аппаратов делают собственные «расходники», утверждая при этом, что только с «родной» бумагой и картриджами их устройства будут работать идеально. Epson, например, активно рекламирует технологию DURABrite, позволяющую делать цветные распечатки более долговечными и стойкими. На одной из конференций работники компании устроили настоящий водопад, а под водную струю поместили отпечатанные цветные изображения. Мероприятие продолжалось три часа, но фотографии за это время не деформировались, изображение не потеряло яркости.

Едва ли кому-нибудь из пользователей придет в голову хранить документы в воде. Но в жесткой конкурентной борьбе годятся любые средства подчеркнуть свои преимущества перед соперниками. Борьба между компаниями настолько остра, что успехом считается даже опережение конкурентов лишь на несколько недель. Приглашая журналистов на презентацию нового продукта, компании обязывают их подписывать договор о неразглашении до определенного срока подробностей увиденного.

Еще по теме