Top.Mail.Ru
архив

Дело Ивана Федорова – в надежных руках

,  

Безбумажные технологии, которые продвигаются зарубежными производителями компьютеров, плохо приживаются в РФ. Российские пользователи по старинке предпочитают доверять свои мысли бумаге. В 2001 году российский рынок принтеров вырос на 30%. Samsung планировала серьезно потеснить конкурентов, но это ей не удалось. Расклад сил в этом сегменте принтеров остался практически прежним.

 

В 2001 году в России было продано 1,8 млн персональных компьютеров и 1,7 млн принтеров. Получается, что у нас на каждые 2 компьютера продается 1,5 принтера. Впрочем, аналитик исследовательской компании IDC Дмитрий Фешин считает, что хотя рынки компьютеров и принтеров связаны между собой, зависимость эта не прямая. Принтеры, особенно в России, «живут» гораздо меньше, чем компьютеры. Кроме того, принтеры сейчас доустанавливаются к уже имеющимся компьютерам – в предыдущие годы российские компании в первую очередь покупали ПК, а устройства для печати добирали из оставшихся средств, в результате образовался явный дефицит принтеров, который теперь и восполняется.

 

Для дома, для семьи

Самые дешевые марки принтеров в России покупают «для дома, для семьи» или для малых предприятий. При этом цена ходовых струйных аппаратов составляет от $70 до $100, а лазерных – от $210 до $310 в зависимости от производителя, скорости, качества печати и ряда других характеристик.

Технологии совершенствуются, цены на лазерные принтеры падают все ниже, но абсолютным лидером по количеству проданных устройствостаются струйные принтеры. Устойчивым спросом продолжают пользоваться матричные принтеры. В основном их покупают небольшие компании в провинции, для которых важна не только низкая цена аппарата, но и дешевизна расходных материалов.

Никаких изменений в стане лидеров пока не произошло. Выступавшие в прошлом году с громкими заявлениями компании Samsung и Minolta добились некоторого успеха в заявленных сегментах, однако для коренного изменения ситуации их усилий оказалось недостаточно

По данным IDC, в сегменте струйных принтеров наиболее заметны четыре компании – Hewlett-Packard, Epson, Canon и Lexmark. По итогам прошлого года первое место заняла HP, а Lexmark показала стабильный рост. В сегменте лазерной печати НР является безусловным лидером: на долю компании приходится свыше 60% всех продаж. За HP следуют Xerox и Canon. Группу лидеров замыкает OKI. На рынке матричных принтеров доминирует Epson – около 90% всех продаж.

 

Финансисты в дреме

IDC говорит, что рынок вырос на 30%, однако у каждой компании собственная статистика. Марина Тыщенко, директор подразделения дистрибуции малого и среднего бизнеса московского представительства HP, сравнивая первый квартал 2002 финансового года компании (ноябрь, декабрь 2001 года и январь нынешнего) с аналогичным периодом прошлого года, говорит, что объемы продаж значительно увеличились. По словам Тыщенко, за этот период продажи цветных принтеров выросли на 146%, персональных струйных принтеров – на 80%, струйных бизнес-принтеров – на 75%, персональных лазерных – на 60%, сетевых – на 50%. Марина Тыщенко обращает внимание на рост сетевых принтеров, объясняя это тем, что у российских компаний появились новые подходы к документообороту.

Сегмент сетевых принтеров представляет большой интерес и для Lexmark. По словам Сергея Шахова, менеджера по коммерческим операциям представительства этой компании в СНГ и странах Балтии, его компания занимает второе место в мире в этом сегменте после HP. Lexmark намерена улучшить свои позиции и в России.

Впрочем, Сергей Шахов признает, что добиться успеха в корпоративном сегменте будет непросто. Многие компании не обновляли парка принтеров начиная с 1998 года и пока не планируют новых закупок. Самые крупные покупатели – финансовые и страховые компании – по традиции ведут себя вяло. Хотя в то же время появился спрос на новинку: принтеры со скоростью печати от 40 стр./мин. Их покупают компании, обладающие собственными биллинговыми системы. Производители ожидают, что этот сектор будет расти наиболее быстрыми темпами.

 

Заход по маленькой

В марте прошлого года SamsungElectronics объявила о выводе на российский рынок лазерных принтеров (см. «Ко» № 11 от 26 марта 2001 года). Генеральный директор российского представительства Samsung Дон Джу Ли тогда пообещал, что к концу года компания займет 15% сегмента персональных лазерных принтеров. Однако планка была установлена слишком высоко, взять ее не удалось. Но и конкуренты, скептически отнесшиеся к заявлениям Samsung, недооценили корейскую компанию. По мнению старшего специалиста отдела информационных систем SamsungКонстантина Осипова, к концу года компания контролировала от 5% до 7 % российского рынка.

Samsung не стала представлять полную линейку моделей, предпочтя полгода торговать единственной – самой дешевой – моделью. Добившись некоторого успеха, Samsung вывела на рынок следующую модель, которая была чуть дороже. Компания видела свою задачу в том, чтобы приучить людей к новому продукту. Широкая линейка принтеров Samsung будет выведена на российский рынок только тогда, когда компания завоюет признание в этом сегменте.

«Втиснуться было непросто, – рассказывает Константин Осипов. – Лазерные принтеры – новое направление для нашей компании, а конкуренты присутствуют на рынке уже более 10 лет. Мы сделали ставку на принтеры нижнего ценового сегмента. Сначала вывели на рынок самую дешевую модель (по цене $195. – Прим. «Ко») и с марта по сентябрь 2001 года продвигали ее в регионы. На московском рынке эта модель не предлагалась, так как в Москве слишком много фирм-спекулянтов. Естественно, что первоначальная реакция в регионах была очень настороженной, продажи шли очень туго. Тем не менее к августу 2001-го нам удалось переломить ситуацию. А в конце сентября мы вывели следующую модель принтера (стоимостью $220. – Прим. «Ко»). Она ориентирована на небольшие рабочие группы – например, на бухгалтерию или склад. Мы использовали надежные дистрибуторские каналы, вложили около $500 тыс. в рекламную кампанию. Модель оказалась интересной по своей цене и возможностям. Ею заинтересовались крупные компании с большим количеством региональных офисов. Результат такой стратегии вхождения на рынок нас вполне устраивает». Опыт Samsung показывает: чтобы увеличить свою долю на российском рынке принтеров на 1%, нужно вложить в рекламу $100 тыс. – при условии, что брэнд компании-производителя известен пользователю по другим сегментам рынка.

 

Российский рынок принтеров

Объем рынка в 2001 г.: $250 млн – $300 млн

Тенденции: рынок устойчиво растет. В 2000 и 2001 годах

рост составил 30%

Основные производители: Hewlett-Packard, Epson, Canon, Xerox, Lexmark, OKI

Ведущие дистрибуторы: RSI, «Партия», «Марвел», «Ландата», «Имидж», ЕБТ, «Радом»

 

Без пощады

В нижнем ценовом сегменте конкурентная борьба идет беспощадная. Производители снижают цены на принтеры, возмещая затраты за счет расходных материалов. Каждый производитель старается производить такие аппараты, чтобы они были несовместимы с продукцией конкурентов.

На рынке же корпоративных пользователей более эффективными являются альянсы. Такие альянсы заключили IBM с Lexmark и HP с Canon. Один из участников альянса производит механическую начинку принтеров, другой – электронику. За счет предоставления взаимных скидок стоимость аппарата уменьшается. Также партнеры договариваются о разделе рынка. Итогом партнерства становятся модели принтеров, выпускаемые под разными брэндами, но с совместимыми картриджами. Однако такие альянсы очень уязвимы: в случае размолвки бывшие партнеры начинают конкурировать друг с другом.

Сотрудничество IBM и Lexmark было похоже на качели. Lexmark выделилась из IBM в 1991 году, переходный период занял пять лет. По его завершении IBM решила при поставке комплексных решений использовать принтеры других производителей. Два «родственника» жестко конкурировали на тендерах. Затем IBM посчитала, что на это расходуется слишком много сил, и вновь вернулась к использованию механизмов Lexmark для своих принтеров.

Непросто складывается и партнерство Hewlett-Packard с Canon. По договору американская компания покупала механизмы у японского партнера, ставила свою электронику и успешно продавала под своей маркой. Когда же HP решила уйти из сегмента принтеров с невысокой производительностью, то Canon без особого труда захватила его. Однако этот сегмент продолжал показывать стабильный рост, и вскоре HP и Canon стали прямыми конкурентами в секторе недорогих лазерных принтеров. Но, несмотря на локальный конфликт интересов, Canon остается стратегическим OEM-партнером НР.

 

Еще по теме