Top.Mail.Ru
архив

Дело на два миллиарда

ДВА автопроизводителя - американский General Motors и итальянский FIAT объявили о создании альянса, оценивающегося в $2,4 млрд. По условиям соглашения FIAT обменяет 20% акций своего подразделения по производству легковых автомобилей FIAT Auto на 5,1% акций автомобильного гиганта GM. По замыслу участников сделки компании таким образом усилят свои позиции в Европе - регионе, который характеризуется ужесточением конкуренции, а также на латиноамериканском рынке. Компании планируют создать совместные предприятия по закупкам и по конструированию двигателей. Однако представители FIAT и GM подчеркнули, что конкуренция между двумя компаниями при этом останется весьма серьезной. "Это союз двух компаний, которые хотят остаться независимыми", - заявил председатель совета директоров FIAT Паоло Фреско.

Благодаря слиянию два автопроизводителя получат возможность сэкономить средства на проектировании и производстве новых моделей за счет совместного использования комплектующих. Этот прием особенно эффективен для рынков Европы и Латинской Америки, где потребители отдают предпочтение более экономичным и менее дорогим автомобилям.

Сделка между двумя компаниями наглядно иллюстрирует сегодняшнюю тенденцию мировой автоиндустрии - слияние или создание альянсов. Первым в этой цепочке было объединение немецкого Daimler-Benz с американским Chrysler. За ним последовали приобретение Ford Motor легкового отделения Volvo, альянсы между Renault и Nissan Motor, GM и Subaru. Сами FIAT и GM являются конкурентами в приобретении терпящего бедствие южнокорейского концерна Daewoo Motor. По мнению аналитиков, следующим объектом поглощения или альянса может стать французская Peugeot Citroen.

Хотя доля FIAT в ВВП Италии составляет около 5%, а его совладельца и почетного директора Джанни Аньелли называют некоронованным королем Италии, на фоне недавно образовавшихся автогигантов FIAT выглядит достаточно скромно. По объему продаж итальянский концерн занимает сегодня 7-е место в мире. Объемы продаж и прибыли FIAT в последние годы постоянно сокращались, его доля на итальянском рынке автомобилей уменьшилась с 60% до 39%. Союз с крупным иностранным производителем в такой ситуации был неизбежен. FIAT вел ранее переговоры с DaimlerChrysler, однако отклонил предложение немецко-американского концерна, так как, по словам Аньелли, оно предполагало потерю итальянским концерном самостоятельности.

Условия сделки с GM позволяют Аньелли через 5 лет выбирать: либо пойти на окончательное слияние с американцами, продав им более крупный пакет акций FIAT, либо оставить GM с 20% FIAT, а самому владеть 5% GM. За этот срок, согласно прогнозам партнеров, ежегодный выпуск автомобилей на предприятиях FIAT вырастет с 8 млн до 11 млн, а совокупная чистая прибыль партнеров должна достигнуть $2 млрд.

Еще по теме