Дело ТОАЗа заходит на третий круг
На следующей неделе Шестой кассационный суд в Самаре рассмотрит апелляцию на приговор, вынесенный в отношении бывших топ-менеджеров и партнеров предприятия «Тольяттиазот». Это будет уже третья попытка защиты доказать в суде, что выдвинутые «Уралхимом» обвинения абсурдны и не имеют под собой оснований.
Два предыдущих процесса — в Комсомольском районном суде г. Тольятти и первая апелляция в Самарском областном суде — сопровождались громкими скандалами и завершились для обвиняемых тюремными сроками и требованием возместить 87 млрд рублей ущерба, который был якобы нанесен предприятию и «Уралхиму» как его акционеру. Тем не менее адвокаты считают такой приговор неправосудным и надеются оспорить его в кассационном суде.
Долгая история
Уголовное дело против экс-руководителей «Тольяттиазота» и их бизнес-партнеров длится уже почти 10 лет. В 2012 году «Уралхим» (владеет порядка 10% акций ТОАЗа) обвинил их в нанесении крупного ущерба тольяттинскому предприятию. Следственный комитет возбудил по этому заявлению уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). По версии следствия, главы ТОАЗа Владимир и Сергей Махлаи и Евгений Королев вместе с руководителями основного трейдера предприятия Nitrochem Distribution Андреасом Циви и Беатом Рупрехтом организовали схему, по которой похищали продукцию «Тольяттиазота» в 2007–2012 гг. Они якобы продавали ее по заниженной цене трейдеру-посреднику, который затем перепродавал ее уже по ценам рыночным.
И первый скандал разразился еще в начале процесса. Как сообщил «Независимой газете» адвокат Александр Гофштейн, обвинительный акт мог быть написан на компьютерах УК «Уралхим», а не следователями. На это указывали свойства файла электронной копии обвинительного заключения, которую получили адвокаты на флешке. Хотя господин Гофштейн и оговорился, что доказать это прямо невозможно, «эти надписи легко видоизменяются».
Из материалов дела выходило, что таким образом была похищена вся продукция «Тольяттиазота», произведенная почти за 5 лет. И тем самым предприятию был причинен ущерб на многие десятки миллиардов рублей.
Попытки адвокатов объяснить в суде, что речь идет об обыкновенной хозяйственной деятельности предприятия, не увенчались успехом. Суд не принял во внимание, что за «похищенную» продукцию на счета ТОАЗа пришли 65 млрд рублей выручки, из которой потом платились зарплаты, покрывались издержки и, в принципе, велась деятельность предприятия. Не помогло и то, что сам «Тольяттиазот», записанный в пострадавшие, ущерба не признал, а само уголовное дело назвал безосновательным.
При этом само обвинение опиралось на экспертизу, которая вызвала массу критики и нареканий у адвокатов. Исследование получилось, мягко говоря, странным, если не сказать предвзятым. Если верить finance.rambler.ru, в нем, например, учитывались только случаи, когда ТОАЗ продавал свою продукцию по цене ниже рыночной. А случаи, когда цена продажи была выше рынка, в экспертизу не вошли. По мнению адвокатов, это «радикально исказило выводы экспертов и привело к возникновению недостоверного экспертного заключения». Они настаивали, что документ такого рода и качества не может и не должен быть основой обвинения. Однако судья проигнорировала доводы защиты.
Несмотря на все эти и многие другие нестыковки, 5 июля 2019 года Комсомольский районный суд Тольятти приговорил бывшего президента завода Владимира Махлая, его сына — экс-председателя совета директоров Сергея Махлая и владельца швейцарской компании Ameropa (контрагента предприятия) Андреаса Циви заочно к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Экс-гендиректора компании Евгения Королева — к 8,5 года. Суд также удовлетворил гражданские иски к «Тольяттиазот» от признанного потерпевшим миноритарного акционера завода ОКХ «Уралхим» на сумму свыше 87 млрд рублей (основная часть из этой суммы заявлена в пользу ТОАЗа).
Адвокаты обжаловали это решение в Саратовском областном суде, но тот оставил решение первой инстанции без изменений.
«Тольяттиазот» (ТОАЗ) — российская химическая компания, входит в десятку крупнейших в мире производителей аммиака.
Основана в 1979 году.
Расположена в г. Тольятти Самарской области.
Генеральный директор — Сергей Шишов.
Основная продукция: аммиак, карбамид, карбамидо-формальдегидный концентрат, аммиачная вода.
Число сотрудников: более 4000.
Выручка за 2020 год: 53,6 млрд руб.
Суд как легализация захвата
Появлению уголовного дела в отношении основных акционеров «Тольяттиазота» предшествовало несколько лет их корпоративного конфликта с «Уралхимом» Дмитрия Мазепина. Буквально с первых дней вхождения в акционерный капитал он буквально засыпал суды различными претензиями к руководству «Тольяттиазота». В свою очередь, Махлаи сразу обвинили Мазепина в попытке рейдерского захвата предприятия.
Похоже, что, не сумев добиться успеха в многочисленных арбитражах, «Уралхим» сменил тактику, переведя конфликт в уголовную плоскость. Махлаи и их партнеры были вынуждены скрываться за границей. Тем временем «Уралхим» не прекращал попыток установить контроль над частями «Тольяттиазота» и предприятием в целом.
После решения суда в пользу «Уралхима» дело у Мазепина наконец сдвинулось с мертвой точки. Он уже банкротит одно из крупнейших российских предприятий по производству метанола «Томет», которое признано соответчиком по гражданским искам. Не обошлось и без попыток выставить на продажу компанию «Трансаммиак», которая отвечает за транспортировку продукции «Тольяттиазота», в рамках исполнительного производства по взысканию средств с ответчиков.
«Это продолжение рейдерского захвата со стороны господина Мазепина, — комментировал эту ситуацию для Forbes Сергей Махлай. — Я-то думал, что девяностые годы закончились, а они, оказывается, вернулись, и теми же незаконными методами они успешное предприятие пытаются прикарманить забесплатно».
Сразу после вынесения приговора в июле 2019 года ТОАЗ и адвокаты Махлаев выступали с аналогичными заявлениями, называя происходящее «легализацией рейдерского захвата». По их мнению, приговор не соответствует фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным в ходе судебного процесса, и вынесен с грубыми нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства РФ.
«Обвинение основано на ложных утверждениях миноритарных акционеров и следствия о хищении 100% произведенной «Тольяттиазотом» продукции в период с 2007 по 2012 год. Однако ПАО «ТОАЗ» не признает себя потерпевшей стороной и не согласно с наличием какого-либо ущерба», — отмечали они.
С аналогичным заявлением выступил и представлявший интересы ТОАЗа адвокат Денис Симачев. «Хотя «Тольяттиазот» является потерпевшим и формально — стороной обвинения, наши позиции со стороной защиты полностью совпадают: преступления не было, обвиняемые приговорены к лишению свободы незаконно», — заявлял он.
Как продолжится противостояние «Уралхима» и ТОАЗа в кассационном суде, станет понятно уже совсем скоро — заседание по делу назначено на 28 сентября.