Дело - труба


Второй раз за последний месяц Италия замерзает без российского газа. На прошлой неделе газотранспортный оператор Snam констатировал, что страна недополучит 14,4% от суточной заявки на голубое топливо. Буквально за несколько дней до этого заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Андрей Круглов сообщил, что концерн в настоящее время не в состоянии удовлетворить заявки европейских потребителей на дополнительные поставки сверх законтрактованных объемов. Кроме того, он признал, что в течение нескольких дней отмечалось небольшое снижение поставок в эти государства объемом до 10%, но затем поставки возвратились к объемам, предусмотренным контрактами. Однако уже через неделю газовая монополия вновь нарушила свои обещания. Ситуация в Италии близка к катастрофической: из-за уменьшения поставок со стороны "Газпрома" Рим вынужден вводить ограничения на подачу газа ряду промышленных потребителей, чтобы пустить топливо на обогрев домов.

В Европе это уже зимняя традиция: как только холодает, Россия прерывает поставки газа, утверждает обозреватель Foreign Policy Робин М. Миллс. "Но ответным мерам Европы по-прежнему препятствуют ее внутренние разногласия, европейские газовые компании, которые дружат с Москвой, и ловкие махинации Кремля", - говорится в статье. Под ответными мерами автор, судя по всему, подразумевает диверсификацию источников поставок газа в Европу. Он советует последней добывать сланцевый газ и расширять взаимоотношения с Турцией, через которую можно поставлять голубое топливо из Ирана и Ливии. Эта статья является отражением тех настроений, что уже не первый год зреют в Европе. В частности, на днях глава внешнеполитического ведомства Польши Радослав Сикорский сравнил газпромовский проект "Северный поток" с пактом Молотова - Риббентропа. Планируемый "Южный поток" позволит России давить на Киев, сорвет попытки доставлять каспийский и ближневосточный газ в Европу и не позволит Туркмении продавать газ европейцам напрямую, без посредничества "Газпрома", заключает дипломат. "Хуже всего репутационные потери и то, что потребители в Европе считают, что "Газпром" не может обеспечить надежные поставки, поэтому они будут расширять закупку газа у других поставщиков, например Алжира или Катара. Ряд стран нынешний дефицит способен подтолкнуть к разработке сланцевого газа, и это также минус для "Газпрома", - отмечает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников.


Газовая авантюра

Между тем недавно стало известно, что "Газпром" намерен форсировать реализацию проекта "Южный поток", начав прокладку трубопровода уже в декабре 2012 г., а не в 2013 г., как планировалось ранее. Эксперты недоумевают, зачем монополия инвестирует громадные средства в проект, окупаемость которого крайне сомнительна, да еще и на фоне протестных настроений в Европе и разрастания экономического кризиса в еврозоне? "Газпром" пошел на грандиозную авантюру. Не опираясь на грамотный макроэкономический анализ ситуации в Европе, компания поставила на карту колоссальные средства, а может быть, свою судьбу, - комментирует руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. - Хорошо помню, что когда в 2009 г. наш институт выпустил критический анализ по новым веткам, то мгновенно в прессе как ответ появилось заявление Путина, что все будет прекрасно и "Северный поток" будет построен. И он построен, только теперь уже многие понимают, насколько проект неразумен". С этой точкой зрения категорически не согласна пресс-секретарь, руководитель отдела по связям с общественностью Nord Stream AG (оператор "Северного потока") Ирина Васильева. По ее словам, "Северный поток" включен в Директиву ЕС о трансъевропейских энергетических сетях (TEN-E) и в 2006 г. был признан Европейской комиссией, Европейским парламентом и Европейским советом "проектом, отвечающим интересам всей Европы". Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер на церемонии ввода газопровода в эксплуатацию отметил, что "Северный поток" стал неотъемлемым звеном энергетической системы Европы. В ближайшие десятилетия газопровод станет играть важную роль в обеспечении европейской энергобезопасности. Природный газ имеет важное значение для будущего европейских энергопоставок, поддерживая роль возобновляемых источников энергии и компенсируя спад в использовании атомной энергии. "Проекты окупят вложения иностранных акционеров, поскольку транзитный тариф и полная загрузка обеспечат окупаемость. "Газпром" же будет в убытке, потому что на плечи компании лягут расходы на сооружение упомянутых выше газопроводов на территории России", - поясняет истинные причины заинтересованности европейских стран в строительстве трубопровода генеральный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.


Смета выше

Весной прошлого года "Газпром" оценил проект "Южный поток" в 15,5 млрд евро. "Исходя из колебаний оценок, предполагаю, что цена вопроса может достичь при реализации 18,5-19 млрд евро", - подсчитал старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. На этом может сказаться удорожание работ и материалов с течением времени. Кроме того, модернизация российских участков подвода газа к Черноморскому побережью оценивается еще в 291 млрд руб. (плюс к 15,5 млрд евро). Если сравнивать "Южный поток" с аналогичными проектами, то, конечно, "Южный поток" - самый дорогостоящий. Так, 900 км морского пути (мощность 63 млрд куб. м) оценивается в 10 млрд евро, тогда как 1220 км "Северного потока" (мощность 55 млрд куб. м) обойдутся по проекту в 7,4 млрд евро (8,8 млрд евро, если с обслуживанием кредитов). Подводные трубопроводы в Германии для "Северного потока" оцениваются еще в 1 млрд евро. "Северный поток" получается дешевле "Южного". Но следует помнить, что Черное море глубокое (средняя глубина 1240 м) и насыщено сероводородом - это не мелкое Балтийское море (средняя глубина 51 м). Для сравнения: самый длинный морской газопровод Langeled в Северном море - 1200 км (мощность 20-25 млрд куб. м), его строительство началось в 2004 г., официальное открытие прошло в октябре 2007 г. в Лондоне. Стоимость строительства составила 1,7 млрд фунтов стерлингов (2,5 млрд евро в ценах 2007 г.). Контракты на поставку материалов и прокладку газопровода Langeled заключались в период, когда цены на стальные трубы и строительные работы были ниже. Nord Stream проектировался при более неблагоприятной ценовой конъюнктуре. "Последующий кризис в 2008-2009 гг., видимо, не слишком стимулировал "Газпром" к снижению как затрат для прокладки подводных и надводных трубопроводов, так и цен на трубы", - заключает Олег Душин. "Прежде всего, в глаза бросается крайне высокая себестоимость строительства "Северного потока" - $10,2 млрд, или 7,4 млрд евро при общей протяженности газопровода в 1224 км. Другими словами, один километр трубы обошелся "Газпрому", государственной сырьевой монополии, в $8,3 млн, что даже с учетом геодезических и технологических сложностей строительства трубы по дну Балтийского моря выглядит раздутым приблизительно в 1,5 раза", - отмечает ведущий аналитик "Риком-Траст" Владислав Жуковский. По его мнению, складывается впечатление, что отсутствие даже намека на минимальный контроль за расходованием средств государственной сырьевой монополии со стороны госорганов и независимых контролеров обусловлено не удивительной недальновидностью компетентных органов, а нежеланием "наступить на карман" аффилированных с Кремлем сырьевых олигархов. "Количество громких скандалов и разоблачений, связанных с превышением всех мыслимых смет при строительстве "Северного потока" и многих других объектов газовой инфраструктуры, достигло такого уровня, что они уже бросают тень на первых лиц государства", - констатирует Владислав Жуковский. При этом он подчеркивает, что ради удовлетворения политических амбиций российского руководства, "а также шкурных интересов "Газпрома" и стремящихся нажиться на эпохальных стройках аффилированных с ним субподрядчиков государство в лице "Газпрома" заплатило огромную цену".


Уступка на миллиард

Однако озвученная экспертами стоимость строительства - это лишь надводная часть айсберга расходов на мегастройку. Стоит напомнить, что прокладке трубопроводной нитки предшествовал целый ряд крайне сложных и напряженных переговоров со Скандинавскими странами и государствами Прибалтики. С одной стороны, по указке Брюсселя, резонно усматривающего в действиях "Газпрома" политическую волю Кремля по усилению энергетической зависимости Старого Света от России, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша стали всеми силами блокировать переговорный процесс и срывать сроки запуска строительства. С другой стороны, чувствуя возрастающее давление Германии, поддержавшей идею прокладки обходной ветки газопровода еще во времена предыдущего канцлера Герхарда Шредера, они попытались извлечь максимум выгоды из сложившейся ситуации и занялись банальным экономическим шантажом. "Напомним, что для получения одобрения на прокладку участка трубы "Северного потока" по территориальным водам Финляндии Путин был вынужден пойти на невиданный шаг - публично отказаться от ранее сказанных слов и отменить решение о поднятии экспортных пошлин на необработанный круглый лес", - отмечает Владислав Жуковский. Другими словами, ради строительства "Северного потока" правительство России пошло на совершенно необоснованные уступки финским лесопромышленникам, тем самым поставив крест на идее развития собственной лесоперерабатывающей промышленности. Вслед за этим имели место послабления для других Скандинавских стран в плане доступа к российским рыбным ресурсам в северных морях, а ради урегулирования споров с Польшей наши власти и вовсе отменили запрет на ввоз польских кур. Оценить в денежном эквиваленте суммарные потери отечественной экономики и бюджета от подобного рода "компромиссов" крайне сложно. Но речь вполне может идти о $3-5 млрд чистых убытков для российских промышленников, начиная от аграриев и заканчивая рыбным промыслом и леспромом. "Мало того что сам "Северный поток" оказался, по сути дела, "золотым" потоком, так еще с целью его реализации поставили под удар целый ряд отраслей промышленности, - рассуждает Владислав Жуковский. - Особенно разрушительными последствия выглядят на фоне "долгожданного" вступления России в ВТО - на этом "экономическом "Титанике" в условиях приближающегося кризиса нам никто не даст времени и возможности компенсировать такие просчеты и воссоздать конкурентоспособные обрабатывающие производства". Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, пока "Газпром" опутывает Европу сетью своих газопроводов, сами технологии в газовой отрасли за последние 10 лет сделали качественный рывок. Вместо того чтобы развивать производство сжиженного газа, позволяющего отвязаться от долгосрочных контрактов на поставку и более гибко реагировать на изменение ценовой конъюнктуры, российская сырьевая монополия с упорством погружается в архаику - строит запредельно дорогие газопроводы, содержание которых через 15-20 лет станет просто неподъемным даже для газового гиганта. Сжижение природного газа уже позволило даже таким островным "энергетическим державам", как Австралия и Тринидад и Тобаго, поставлять голубое топливо танкерами в удаленные уголки планеты, не привязываться к конкретному потребителю и не зависеть от долгосрочных контрактов на поставку газа.


Давление на Майдан

Заявляя о форсировании строительства "Южного потока", Москва преследует сугубо политические цели, уверена аналитик Frost-and-Sullivan в области возобновляемых источников энергии Алина Бахарева: "Ослабить позицию Украины как основного поставщика/транзитера газа в Европу. Не допустить строительства "Набукко", который позволил бы ослабить зависимость Европы от России".

"Южный поток" более политизирован, поскольку часть газа для него собираются отбирать с украинского направления. Также "Южный поток" запланирован в пику "Набукко". Россия стремится оторвать от "Набукко" его потенциальные рынки сбыта", - соглашается Олег Душин. Окупаемость "Южного потока" считалась при рождении проекта от 15 лет, но это, возможно, были оптимистичные оценки. Уже посчитано экспертами, что доставка газа по "Южному потоку" в Австрию будет в три раза дороже, чем через Украину ($139 против $42). По этой причине "Газпром" очень старается договориться с Балканскими странами о всевозможных ответвлениях при транспортировке газа. При этом необходимо понимать, что украинская ГТС рентабельна лишь при объемах прокачки газа на уровне 60 млрд куб. м. И в случае запуска "Южного потока" "Газпром" будет вынужден сократить объемы транзита газа через Украину с нынешних 98 млрд куб. м до 45-50 млрд куб. м, что автоматически поставит на грань финансового краха всю ее газовую инфраструктуру. "Вполне возможно, что главной целью Миллера (Алексей Миллер, глава ОАО "Газпром". - Прим. "Ко") и Кремля является оказать максимально сильное давление на руководство Украины и шантажом вынудить ее пойти по пути Белоруссии и продать свою газотранспортную инфраструктуру "Газпрому", - предполагает Владислав Жуковский. В 2010 г. "Нафтогаз Украины" заработал на перепродаже российского газа более $1,3 млрд, и "Газпром" всерьез намерен установить контроль над самым лакомым куском украинской энергетической инфраструктуры, позволяющей продавать голубое топливо непосредственно конечным украинским потребителям и изымать дополнительную сырьевую ренту. Судя по имеющейся информации, "Южный поток" будет состоять из четырех ниток с пропускной способностью 15,5 млрд куб. м каждая. Первая очередь должна быть введена в эксплуатацию в декабре 2015 г., вывод на полную мощность (63 млрд куб. м) ожидается в 2018 г. Начало строительства запланировано на 2013 г. "При этом нужно понимать, что практически все стройки "Газпрома" отличаются крайне высокой непрозрачностью и отсутствием раскрытия информации о себестоимости проведенных работ. Так что вполне возможно, что из 15,5 млрд евро пара миллиардов осядет в карманах аффилированных с монополией подрядчиков, - отмечает Владислав Жуковский. - Именно поэтому никто не допускает независимых экспертов до публичного анализа себестоимости проекта и контроля за расходованием по сути государственных средств".


Инвестиции в убытки

Вложения "Газпрома" в расширение транспортной системы основаны на уверенности в росте потребления газа в Европе. Но если в 2011 г. бюджетно-долговой кризис в еврозоне и сопутствующая ему депрессия в экономике проявились только на юге Европы, то 2012 г. принес новости о серьезных проблемах во Франции. На очереди Германия и Австрия, а это важнейшие потребители природного газа. Таким образом, "Газпром" пошел на громадные инвестиции в преддверии глубокой европейской депрессии, а вовсе не нового подъема. "Затраты "Газпрома" были бы оправданны, если бы имелся хоть один признак скорого завершения кризиса и возобновления роста в том же виде, как в 2001-2007 гг. Однако создается впечатление, что "Газпром" инвестирует в свои будущие убытки", - считает Василий Колташов. Не говоря уже о том, что, как говорится в статье Foreign Policy, "его (трубопровода "Южный поток". - Прим. "Ко") примерная стоимость на 50% выше, чем у конкурента - Nabucco, который поддерживает ЕС". "Срок окупаемости газопровода "Северный поток" составляет 14-15 лет, срок окупаемости "Южного потока" неизвестен, и посчитать его невозможно из-за неясностей с ресурсной базой, которая будет его обеспечивать, - рассуждает Андрей Верников. - Ясно, что он намного больше, чем 15 лет, и есть вероятность, что при среднем сроке (службы. - Прим. "Ко") газопроводов 50 лет он вообще не выйдет на окупаемость. Скорее всего, при его строительстве больше учитывается политика, чем экономика". "Строительство новых экспортных маршрутов - это наиболее дискуссионная часть проектов "Газпрома". И если "Северный поток", активно поддержанный европейскими покупателями "Газпрома" и нацеленный в том числе на транспорт штокмановского газа, вызывает минимум сомнений, то целесообразность строительства "Южного потока", судя по всему, неочевидна даже для топ-менеджеров "Газпрома", - добавляет начальник аналитического отдела инвестиционной компании "БФА" Денис Демин. Он напоминает, что недавно со стороны топ-управленцев монополии даже звучали высказывания о том, что в случае получения "Газпромом" контроля над ГТС Украины можно обойтись без реализации этого дорогостоящего проекта. Действительно, строительство технически сложного трубопровода - очень высокая цена за невозможность достичь принципиального согласия с Киевом по вопросам транзита газа. "Понятно, что "Южный поток" приведет к избыточности газотранспортных мощностей в европейском направлении и вряд ли хорошо скажется на экономических и политических отношениях с Украиной", - подчеркивает Денис Демин. "Долгосрочные контракты "Газпрома" гарантируют продажу только 158 млрд куб. м в год (притом что суммарная мощность экспортных газопроводов будет вдвое больше). Я думаю, поставки будут сокращаться по мере истечения сроков действия контрактов. Разумеется, "Газпром" никогда не сможет экспортировать 319 млрд куб. м в год", - заключает Михаил Корчемкин. С этой точкой зрения опять же не согласны в Nord Stream AG. "В среднесрочной и долгосрочной перспективе спрос на импорт газа будет расти. Это произойдет из-за уменьшения поставок газа из Северного моря и увеличения спроса на природный газ как важной составляющей энергетической структуры Европы. Международное энергетическое агентство (МЭА) в официальном докладе "Мы вступаем в золотой век газа?" от июня 2011 г. и в годовом докладе "Прогноз мировой энергетики 2011" прогнозирует, что к 2030 г. природный газ станет наиболее важным видом топлива в структуре энергопотребления Евросоюза, обогнав нефть", - говорит Ирина Васильева.


Хоть трава не расти

Несмотря на столь категоричные отзывы экспертов, многие аналитики полагают, что даже в случае получения контроля над ГТС Украины "Южный поток" все же будет построен. И дело здесь не в экономике. "Москва преследует простую цель - построить как можно больше газопроводов на территории России и обеспечить многомиллиардные доходы трубопроводостроителей", - уверен Михаил Корчемкин. "Развитие газотранспортной инфраструктуры является приоритетным направлением деятельности "Газпрома", особенно ввиду той политической функции, которую выполняет газовая монополия в качестве проводника интересов Кремля на территории постсоветского пространства и Европы. Выступая в качестве газового оружия правящих властей, старающихся компенсировать снижение военно-политического влияния России энергетическим рычагом, "Газпром" будет вынужден активнейшим образом развивать газотранспортную инфраструктуру и опутывать Европу газовой сетью", - резюмирует Владислав Жуковский. Между тем за все эти политические амбиции и желание заработать на строительстве трубопроводов в конечном итоге заплатят налогоплательщики, а также инвесторы, которые рискнут вложиться в акции газовой монополии.


Ирина Васильева, пресс-секретарь, руководитель отдела по связям с общественностью Nord Stream AG:

"Согласно структуре финансирования Nord Stream, акционеры инвестировали 30% от общей стоимости проекта, в соответствии с размером их долей. Остальные 70% - это внешнее финансирование банков, привлеченное в том числе под гарантии экспортно-кредитных агентств. Кредиты будут полностью выплачены компанией Nord Stream через 16 лет, что примерно соответствует сроку окупаемости. Общий бюджет проекта составляет 7,4 млрд евро, что с учетом операционных расходов на протяжении срока эксплуатации (отсутствие промежуточных компрессорных станций через каждые 100-200 км маршрута) является более экономичным вариантом. Уже через 25 лет полные затраты на морской газопровод окажутся на 15% ниже, чем на аналогичный наземный. Экономическая целесообразность проекта была тщательно проверена почти 30 международными банками-кредиторами, прежде чем они выдали кредиты на общую сумму 6,4 млрд евро, что полностью подтверждает инвестиционную привлекательность проекта. Первоначальное предложение кредиторов превысило привлекаемую сумму на 60%".