Top.Mail.Ru
архив

Дело в шляпе

Купить недорогую футболку или бейсболку в Москве – проблема. Валерий Туниянц, 37-летний владелец специализированного магазина головных уборов «Боливар» и собственной компании по пошиву одежды, попытался найти выход, создав торговую марку Canoe.

 

Туниянца побросало по свету. Родился он в Таллине, жил в Баку и Тольятти, учился в Красноярске. Его первая профессия – сварщик, следующие – ди-джей, сценарист и режиссер. Среди увлечений – пейнтбол, игра на гитаре, трубе и фортепиано.

Первые деньги Туниянц заработал в 16 лет. «Мы жили тогда с мамой в Тольятти, – вспоминает предприниматель. – Однажды я пришел на дискотеку, и мне так там понравилось, что я решил заняться этим профессионально. Сначала тренировался дома с микрофоном, потом сам стал устраивать дискотеки». В середине 1985 года Валерий уехал учиться в Красноярский институт цветных металлов, но ушел со второго курса – пересилило желание работать.

Работать начал не по специальности, а по призванию. Весной 1987 года 22-летний Туниянц на деньги комитета комсомола открыл в Красноярске видеодискотеку «Светофор». Потом начал создавать кабельное телевидение: жильцы дома, где проходила дискотека, могли смотреть видеоклипы, крутившиеся на экранах танцзала. Постепенно кабельная сеть расширялась – как по зоне охвата, так и по содержанию. Правда, этот мультимедийный бизнес Туниянцу пришлось оставить – сначала его забрали в армию, по возвращении же со службы выяснилось, что для развития кабельного вещания требуется слишком много денег, а комсомол в этом помочь уже не мог. Туниянц какое-то время торговал бытовой техникой, а в 1992 году переехал в Москву, куда его пригласил один из поставщиков – Виктор Гусев, директор крупной по тем временам торговой компании «Вико». Но Туниянц решил работать на себя.

В столице в начале 1993 года он открыл компанию TTLGraphicVision и стал заниматься производством CD-ROMов с компьютерными играми, программами и психологическими тестами. Реализовывал свой товар в основном на «Горбушке». Обороты достигали $500 000 – $1 млн за одну партию, и предприниматель подумывал даже купить завод по производству компакт-дисков. Но очередной мультимедийный бизнес тоже оказался неудачным: в 1995 году, по словам бизнесмена, конкуренты внедрили в его компанию лазутчика, который развалил фирму изнутри. После этого Туниянцу пришлось уехать на Кипр (где он безуспешно пытался открыть аквапарк). В декабре 1996 года предприниматель вернулся в Россию. А спустя некоторое время в жизни Туниянца появились шляпы.

В 1997 году в гости к предпринимателю приехал из Тольятти старый друг Станислав Голиков и поведал почти мистическую историю. «Мне приснился бог, который велел начать шить шапки. Я утром встал, купил машинку и начал шить», – рассказал приятелю Голиков. Туниянц решил помочь увидевшему бога приятелю со сбытом и даже познакомил с нужными людьми, так что шапки Голикова скоро стали продаваться в нескольких московских магазинах. Как-то Туниянц зашел в один из них посмотреть как идут дела и понял, что товар расходится хорошо. Тогда и пришло решение заняться головными уборами самому.

Он арендовал два цеха в Москве и Санкт-Петербурге, купил швейные машинки, нанял несколько человек и зарегистрировал ПБОЮЛ. На все это было потрачено около $50 000. В первой партии головных уборов, которым предприниматель дал имя Canoe, было 12 моделей. Шапочное дело начиналось на пару с Голиковым, но через год партнеры разошлись, не сумев договориться о развитии проекта. Туниянц неожиданно для себя остался в этом бизнесе.

Несмотря на то что товар оказался востребованным, работать с магазинами было сложно – шапки неправильно развешивали на стендах, розничные цены на головные уборы Canoe при их тогдашней себестоимости в $3 достигали $50, а деньги за проданный товар приходилось ждать месяцами. Проблемы со сбытом подтолкнули Туниянца открыть собственный магазин. В начале 1998 года предприниматель объединил свой бизнес с бизнесом оптовой компании «Цезис», а в апреле того же года в центре Москвы открыл магазин «Шляпный дом». В его ассортименте доля шапок Canoe составила только около 10%, а остальное поставляли 42 российские компании – «Щелковский фетр», «Арт ко», «Легион» и др.

В 1999 году оборот магазина достиг $300 000. Туниянц переименовал его в «Боливар» (на эту мысль его навела строчка из Пушкина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар»). Тогда же предприниматель начал размещать заказы на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии – на тех фабриках, с которыми работают мультинациональные компании. В 1999 году, чтобы как-то сгладить летний спад продаж, Туниянц стал шить под маркой Canoe бейсболки и майки.

Розничная цена на бейсболки Canoe колеблется в пределах $10 – 15. В то же время стоимость бейсболок известных производителей спортивной одежды – компаний Nike, Reebok и Adidas – в рознице держится на уровне $20. По мнению Туниянца, он уверенно сдерживает конкурентный натиск как со стороны гигантов, так и от мелких производителей, хотя об оборотах своего бизнеса не говорит.

По разным оценкам, компания Canoe за прошлый год произвела головных уборов и маек на $700 000. Оборот магазина «Боливар» составил около $500 000, а оптовые продажи – отдельное направление бизнеса Туниянца – принесли его компании около $3 млн. «Боливар» работает со 180 поставщиками – это около 2000 моделей головных уборов зимой и около 500 – летом. При этом в летний сезон ассортимент магазина на 90% состоит из своей продукции, зимой же на продукцию собственного производства приходится около 30%. В планах бизнесмена развитие торговой сети по стране, а также продажа своей продукции на экспорт. Правда, дело это очень рискованное.

«Если завтра какой-нибудь китайский производитель отправит в Москву несколько вагонов головных уборов по бросовым ценам, от нашего бизнеса ничего не останется», – говорит один из производителей головных уборов, пожелавший остаться неназванным. В свою очередь, Арутюн Восканян, гендиректор «Щелковского фетра», считает, что «строить сеть нет смысла – при сезонных колебаниях продажи резко падают. На Западе магазины кроме головных уборов предлагают и сопутствующие товары». Он же отмечает, что марку Canoe плохо знают за пределами Москвы, и такой известной, как западные Nike, Reebok или Adidas, ей не стать.

Сам Валерий Туниянц в рекламу больших средств не вкладывает. Примерно по $20 000 в год идет на рекламу магазина «Боливар», а молодежную Canoe бизнесмен продвигает иными способами – например, участвуя в молодежных промо-акциях. Так, в ближайшее время на телеканале MTV должен появиться видеоклип рэпера Влада Валова (бывшего участника группы BadBalance) с песней «Каноэ», отснятый на деньги Туниянца.

Марке Canoe Туниянц вообще уделяет особое внимание: в штате компании работают шесть дизайнеров, которые, по словам предпринимателя, «продумывают каждую мелочь – цвет строчки, форму дырочек и козырька, специальные вставки, наклейки из резины». Туниянц подумывает заняться еще и производством одежды под маркой Canoe, которую мечтает когда-нибудь продвигать через свой ночной клуб (если такой будет). Навыки ди-джея он не растерял.

Еще по теме